ГРИФ «СЕКРЕТНО» СНЯТ

ГРИФ «СЕКРЕТНО» СНЯТ - http://www.vesty.spb.ru/
Фото: www.vesty.spb.ru

Только что рассекреченные и поэтому еще совершенно неизвестные широкой публике архивные материалы, посвященные различным страницам истории Ленинградской области, были представлены на открытии нового здания Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб).

ТРОФЕЙНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Несколько слов об истории этого архива. Его первое название – Архив Октябрьской революции (АОР), так он именовался в 1925-1927 годах. АОР был организован как структурное подразделение Ленинградского губернского архивного бюро для хранения документов начиная с 1917 года.
В 1936 году он стал самостоятельным учреждением и получил название Ленинградский областной архив Октябрьской революции. В 1941 году к архиву были присоединены областные фотоархив и архив Красной армии. В 1941–1964 годах учреждение именовалось «Государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинградской области» (ГАОРСС ЛО), затем, до 1974 года, – Ленинградский государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства (ЛГАОРСС). И, наконец, до 1991 года это был Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинграда (ЦГАОР Ленинграда).


Часть документов, поступивших в архив в разное время, имела гриф «секретно». По действующим правилам архивного дела в РФ, рассекретить все подобные документы автоматически, «одним махом», нельзя. Приходится полистно просматривать каждый документ. Эта работа идет в плановом порядке.
В Петербурге действует межведомственная экспертная комиссия по рассекречиванию документов. В нее входят представители штаба Западного военного округа, пограничного управления, военно-морской базы, прокуратуры, ФСБ, МВД и, естественно, архивисты. Активная работа комиссии началась в 2004 году, и за десять лет комиссия рассекретила более 27 тыс. дел (не документов, а именно дел). Заседания комиссии по рассекречиванию проходят четыре раза в год.
На выставке рассекреченных документов из фондов Центрального государственного архива Санкт-Петербурга представлено два комплекса документов. Первая часть – это документы частей вермахта, державших Ленинград в блокадном кольце. Все документы практически в идеальной сохранности. Видно, что много лет они пролежали нетронутыми, что к ним не прикасались исследователи. Теперь эти документы доступны для ученых.
«Это трофейные документы, они были переданы в наш архив в 1949 году и сразу же засекречены, – рассказала главный специалист Архивного комитета Санкт-Петербурга Лариса Зайцева. – Их раскрыли только совсем недавно. В основном здесь документы, связанные с хозяйственным обеспечением германских войск. К примеру, счета, накладные на получение немецкими воинскими частями табака и вина. Счета фирмы на поставку штемпелей и сопутствующих товаров, отпускные свидетельства солдат, список обмундирования и предметов снаряжения, выдаваемых добровольцам: рубашки, штаны, полотенца, расчески, мешки для хлеба…»
В витрине – подробный распорядок дня солдат 215-го гренадерского полка. Такой распорядок составлялся на каждый день. Здесь – конец 1943 года и начало 1944 года. Подъем – 6.30. Потом кофе, завтрак, построение, боевые занятия. В полдень – обед. Дальше – чистка оружия, личное время…
«А этот документ – указание о том, что не хватает завербованных добровольцев в разведку абвера из состава военнопленных лагерей, – обращает внимание Лариса Зайцева. – Поэтому «сверху» требуют, чтобы среди советских пленных сразу же присматривали кадры для «сотрудничества», сообщали о количестве завербованных агентов».
По соседству – немецкая карта минных полей в районе Мги 1943 года. Рядом – датированное тем же 1943 годом распоряжение командования германской 26-й армии о порядке составления донесений в случае самовольных отлучек и дезертирства.
«1 октября прошла очередная комиссия по рассекречиванию, – рассказала Лариса Зайцева. – Там рассекретили остальные документы из той же «серии» немецких трофейных документов. Акты должен еще утвердить губернатор Петербурга, тогда рассекречивание вступит в силу. Когда эти документы попадут в руки исследователей, они внесут много нового в наши знания о битве за Ленинград».

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО Другая часть рассекреченных материалов, представленных на выставке, свидетельствует об отношениях церкви и государства в конце Великой Отечественной войны, после нее и в эпоху хрущевских гонений на религию.
Как известно, во время войны руководство СССР кардинально изменило отношение к Русской православной церкви: от политики репрессий и гонений, проводившейся до самого конца 1930-х годов, Сталин перешел к поддержке церкви и даже лично выразил ей свое покровительство.
Весьма интересен представленный на выставке документ, датированный апрелем 1944 года. Это доклад Уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совнаркоме СССР по Ленинградской области А.И. Кушнарева. В нем, в частности, сообщается о том, каким размахом среди населения сопровождается празднование Пасхи.
«Значительное количество посетителей (церквей. – Авт.) приходило с детьми школьного возраста. Отмечены отдельные факты присутствия на богослужениях военнослужащих как женщин, так и мужчин, преимущественно из рядового и сержантского состава, единичные случаи присутствия офицеров…
В освобожденные от немецких оккупантов районы Ленобласти ко дню пасхи было разослано обращение к верующим митрополита ленинградского Алексия «Архипастырское послание к пастырям и пастве в городах и селах Ленинградской епархии, освобожденных от вражеской оккупации и фашистского гнета».
Каких-либо происшествий во время богослужений в предпасхальные дни и в день пасхи в Ленинграде и Ленинградской области не отмечено. В городе Луге среди обращений митрополита Алексия было обнаружено два экземпляра листовки с антисоветским содержанием (следствие по этому делу ведется соответствующим советским органом)».
Еще один документ, подготовленный тем же Уполномоченным Совета по делам Русской православной церкви при Совнаркоме СССР по Ленинградской области А.И. Кушнаревым, но уже в 1945 году. Его сообщение свидетельствует о том, что, несмотря на изменение высшей государственной политики в отношении церкви и священнослужителей, власти на местах продолжают, как и до войны, бороться с «поповским дурманом».
Цитируем документ:
«…В городе Гатчино и Гатчинском районе от духовенства и церковных служащих отобрали хлебопродуктовые карточки. В селе Рождествено Гатчинского района инструктор райкома ВКП(б) т. Захарова запретила священнику ходить на квартиры по приглашению верующих с индивидуальными требами (исповедь, причастие и т.д.). В том же Гатчинском районе Госбанк отказывает Сиверской церкви в приеме на текущий счет 30000 рублей.
Волосовский райком ВКП(б), обсуждая на бюро вопрос «о фактах активизации работы церковников в районе», вынес неправильное решение. В своем решении по этому вопросу Волосовский райком ВКП(б) записал:
1. Довести до сведения обкома ВКП(б), что комитет по делам православной церкви не контролирует работу попов, и последние самочинно открывают церкви, закрытые несколько лет назад.
2. Предложить исполкому райсовета т. Минину усилить контроль и не допускать открытие новых церквей, закрытых несколько лет назад.
Так как всеми вопросами Русской православной церкви, в том числе и открытием церквей, занимается Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР, то районные и городские исполкомы своих решений по этим вопросам не выносят. Согласно указаниям Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР, все церкви, которые были открыты в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками этой местности, считаются действующими.
Поэтому по Волосовскому району таких церквей насчитывалось 11 штук, и в том числе Ославская и Ильешская церкви, о которых писал райком как о самочинно открытых. На территории г. Ленинграда и Ленинградской области случаев самовольного открытия недействующих церквей как со стороны духовенства, так и верующих не отмечено».

«МЫ ПРОДОЛЖАЕМ БЫТЬ АТЕИСТАМИ» Как известно, при Н.С. Хрущеве начались новые гонения на церковь. Лидер страны видел в возрождении религии опасность для построения коммунизма, который, по его плану, предстояло построить к 1980 году. Вновь была запущена машина антирелигиозной пропаганды – теперь под видом «научно-атеистической» деятельности. В сентябре 1955 года Хрущев заявил французской правительственной делегации: «Мы продолжаем быть атеистами. И мы будем стараться освободить от религиозного дурмана большее количество народа…»
28 ноября 1958 года ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым святым местам». Чтобы прекратить доступ верующих к семистам учтенным властями святым местам в СССР, применялись самые разные оскорбительные методы. К примеру, на местах паломничества или вблизи них устраивались свинарники, отхожие места, свалки мусора; святые источники «выкачивались», засыпались мусором. Всего в 1958-1964 годах было закрыто свыше четырех тысяч православных храмов, в том числе до 70% тех, что были вновь открыты в 1941-1954 годах.
На выставке рассекреченных материалов – справка уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви от 28 мая 1959 года о работе по реализации упомянутого выше решения Президиума ЦК КПСС от 28 ноября 1958 года. Цитируем документ:
«На территории Ленинградской области так называемых святых мест – озер, рек, ключей, действующих монастырей и пр., – где бы собирались большие группы богомольцев и православного духовенства для отправления религиозного культа, не имеется. Однако имеют место факты, когда небольшие группы фанатично настроенных, отсталых людей собираются у недействующих храмов и часовен для отправления религиозных обрядов; разного рода кликуши распространяют слухи о «святости» отдельных старцев…
В поселке Вырица Гатчинского района проживает некий архимандрит Серафим Яценко. Ему 86 лет, получает ежемесячно 500 рублей пенсии от московской патриархии. Группа фанатиков и кликуш для извлечения материальных выгод распространили слух о том, что Серафим Яценко «святой» человек, «великий прозорливец». На квартиру к Яценко приходили богомольцы (своего рода паломники) с просьбами исцеления от разных болезней и семейно-бытовых неурядиц. Фанатизм вокруг Серафима Яценко развивали так называемые опекунши Таисия Коржавина и Онуфрия Андреева. Мною через митрополита были приняты меры об отстранении Андреевой и Коржавиной, после чего паломничество прекращено.
В августе 1958 г. в селе Ложголово Кингисеппского района священники Сидиров и Недремский пытались самочинно открыть часовню, чтобы превратить ее в «святое место» для извлечения материальной выгоды.
В селах Скворицкого сельсовета Гатчинского района на кладбище совершались требы (крещения, венчания и др. обряды). Там же организовывалась продажа фотографических открыток с изображением «святых угодников» и выдержек из библии. Местные органы милиции запретили сборище около недействующего храма, а фотограф оштрафован, и ему запрещено изготовление и продажа открыток на церковные сюжеты».
К этому документу необходимо краткое послесловие. Под «неким архимандритом Серафимом Яценко» имеется в виду Серафим Владимирович Проценко (а не Яценко!). В 1919-1924 годах он был настоятелем храма святого Кирилла Челмогорского в Петрограде, в 1932 году был арестован, пять лет отсидел в лагерях. Перед войной поселился в Вырице, где создал тайный монастырь. Во время оккупации служил во вновь открывшихся храмах, в 1944 году даже получил пост полкового священника и чин младшего лейтенанта немецкой армии.
В 1945 году Серафим Проценко был арестован и за сотрудничество с оккупантами был приговорен к двадцати годам каторжных работ. В середине 1950-х годов был освобожден, вернулся в Вырицу. Вот тогда-то и приходили к нему богомольцы, о чем говорится в цитированном документе. Скончался он 28 декабря 1960 года в Вырице…
Сергей ЕВГЕНЬЕВ

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
 
По теме
22 октября на территории Парка мира возле храма Успения Божией Матери в деревне Лезье Кировского района состоялось световое шоу в честь празднования 5-летия образования Российского движения школьников.
Управлением Минюста России по Ленинградской области в связи с выявленными нарушениями требований Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" предъявлено административное исковое заявление о призн
В ПРЕДЕЛАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ МИТРОПОЛИИ ВПЕРВЫЕ ЗА СТОЛЕТИЕ СОВЕРШЕНА ЛИТУРГИЯ АРХИЕРЕЙСКИМ ЧИНОМ СТАРЫМ ОБРЯДОМ, ПРЕОСВЯЩЕННЫМ ЕПИСКОПОМ МСТИСЛАВОМ В АЛЕКСАНДРО-СВИРСКОМ МОНАСТЫРЕ ТИХВИНСКОЙ ЕПАРХИИ Преосвященный Мстислав,
8 октября в Кировском районе ЛО епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав совершил чин освящения храма Казанской иконы Божией Матери, расположенном в СНТ «Восход».
Год назад в Волхове на призаводской территории появился Андреевский собор, который стал центром духовного притяжения волховчан.
       Программа мероприятия предусматривает выступления  Иеромонаха Венедикта (Шустов), председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Тихвинской епархии,  Протоиерея Алексия Волкова,
22 октября на территории Парка мира возле храма Успения Божией Матери в деревне Лезье Кировского района состоялось световое шоу в честь празднования 5-летия образования Российского движения школьников.
Кировский район
Управлением Минюста России по Ленинградской области в связи с выявленными нарушениями требований Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" предъявлено административное исковое заявление о призн
Министерство юстиции
скорая 3 - ТЕРА-cтудия Автопарк ЦМСЧ №38 ФМБА России в Сосновом Бору пополнился тремя новыми автомобилями скорой медицинской помощи, сообщили в пресс-службе ведомства.
ТЕРА-cтудия
И камерность, и величие - Гатчинский район   До 15 ноября в выставочном зале Духовно- просветительского центра Покровского собора открыта выставка живописи члена Санкт-Петербургского отделения Союза Художников России Вячеслава Данилова.
Гатчинский район
Олег KALANOV - Gatchinka.Ru Олег KALANOV «Месяца через два, через три средства мои совершенно иссякнут — и что тогда?
Gatchinka.Ru