ДВЕ «ЗВЕЗДЫ» – ДВЕ ТАКИЕ НЕСХОЖИЕ СУДЬБЫ

Речь, идет о всемирно известной американской певице и актрисе Лайзе Минелли и о нашей соотечественнице и землячке Ирине Понаровской, популярной исполнительнице эстрадных и джазовых композиций. В весенний день 12 марта они обе отпраздновали свои дни рождения. И хотя о возрасте столь обаятельных дам не принято говорить, заметим, что у одной из них – Лайзы Минелли – был весьма солидный юбилей.
Похожи они не только тем, что родились на свет под знаком Рыбы, но и своей почти бешеной популярностью у публики, длящейся уже долгие годы, за что и были установлены именные плиты на «Аллее звезд» в Голливуде и Москве. Да и в судьбах певиц при всей их несхожести на самом деле немало общего.

ОТ МЮЗИКЛА ДО «ОСКАРА»
Лайза появилась на свет в знаменитой артистической семье. Ее мать – красавица и известная певица Джуди Гарленд, а отец – талантливый кинорежиссер итальянского происхождения Винсент Минелли. Уже в три года она впервые появилась на экране в финальной сцене киноленты «Старым добрым летом», где главные роли играли мать девочки и популярный тогда актер Ван Джонатан. А в семнадцать лет Лайза впервые выступила на сцене вместе с матерью. И, хотя нигде не училась вокалу, спела так, что та, признав несомненный талант дочери, даже почувствовала в ней будущую конкурентку. Сама же Л. Минелли, вспоминая о том времени и отдавая должное великолепному голосу матери, говорит, что именно тогда она «вдруг поняла, что она – не мама, она – Джуди Гарленд». Так творчество еще крепче связало ее с матерью, и, собственно, предопределило ее карьеру.
С ранних лет Лайза играла в театре, выступала на телевидении, а в девятнадцать – сыграла свою первую главную роль в мюзикле «Флора – красная угроза» Джона Кандера и Фреда Эбба, за которую получила свою первую награду – премию «Тони». Вторая ее работа с этими же авторами в мюзикле «Кабаре» была очень успешной. Восемь из одиннадцати номинаций на премию «Тони» получил спектакль. На волне коммерческой популярности героини Минелли – обаятельной и своеобразной певички Салли Боулз – Лайзу пригласили на Бродвей, где она выступила в мюзикле «Каток» в дуэте с Читой Ривера.
Путь в кинематограф у Минелли был не так прост. Первую значительную роль – Элизы – она сыграла в фильме «Чарли Бабблз». Уже два года спустя удачно снялась в ленте Алана Пакулы «Бесплодная кукушка», где ее героиней была эксцентричная девушка-подросток, за что актриса и была выдвинута на премию американской киноакадемии «Оскар». Однако заветную статуэтку тогда не получила. И только когда на экраны вышла киноверсия знаменитого мюзикла «Кабаре», где она замечательно сыграла роль той же Салли Боулз (партнером ее был тогда еще совсем молодой талантливый Майкл Йорк), Минелли получила «Оскара» за лучшую женскую роль и одновременно премию «Золотой глобус». Потом в ее творческой жизни будет еще немало киноработ – и успешных, таких как роль Линды Мароллы в фильмах «Артур» и «Артур-2. На мели», Кары Варнум в «Вестсайдском вальсе», в телефильме «Так жить», за который получила еще один «Золотой глобус», и менее заметных – таких как «Дело времени» (здесь она снималась вместе со знаменитой Ингрид Бергман), как скандальный «Оргазм в Огайо» и, наконец, как одна из последних ее работ – «Секс в большом городе-2», где Лайза сыграла саму себя и была удостоена позорной «Золотой малины» за худшую роль второго плана. Но больше такой престижной премии, как «Оскар», и тех волнующих чувств, как при ее вручении, у нее никогда не было.

ОТ СОПОТА ДО… БИЗНЕСА
Ирина Понаровская родилась в Ленинграде в семье потомственных музыкантов. Отец – дирижер и художественный руководитель джаз-оркестра, мать – концертмейстер в музыкальной школе при Ленинградской консерватории, лауреат международных конкурсов «За лучший аккомпанемент», а старший брат – талантливый пианист, ставший преподавателем музыкального колледжа в США. В шесть лет девочка села за рояль, после окончания школы поступила в Консерваторию имени П.И. Чайковского и готовилась стать музыкантом-исполнителем. Тем более что вокалом профессионально Ирина никогда не занималась. Но постоянно слушая своих любимых певиц – К. Шульженко, М. Пахоменко, Л. Клемент, Э. Пьеху, – она вдруг поняла, что и сама хочет петь и может это делать.


И запела! Сначала в ансамбле «Поющие гитары», которым руководил Г. Клеймиц (впоследствии ее первый муж), потом в ансамбле «Коробейники», тоже популярном в советское время. Многие до сих пор помнят проникновенно исполненные Понаровской песни, такие как «Неприметная красота», «Вода бывает горькой», «Саласпилс», но истинный успех у публики она завоевала после премьеры первой российской рок-оперы «Орфей и Эвридика» композитора А. Журбина, состоявшейся на сцене оперной студии Консерватории. Главные партии в ней исполняли А. Асадуллин и И. Понаровская. Песни с этого диска звучали в каждом доме еще и потому, что в них проявился драматический дар певицы, значительно расширявший ее творческий диапазон.
А потом, как и у Лайзы Минелли, которую она всегда обожала, в жизни Понаровской случилось главное событие – она получила Гран-при на Международном фестивале песни в Сопоте. Тогда, ровно 40 лет назад, он был самым престижным среди стран так называемого соцлагеря. Победа в нем была большой честью для молодой исполнительницы. Ее песню «Мольба» зрительный зал просил повторить 9(!) раз, а в конце спеть еще и на «бис». Поляки просто носили «пани Ирэн» на руках. Тогда Ирина поняла не только цену своего таланта, но и женской красоты: на фестивале в Сопоте она получила еще и звание «Мисс объектив», а также приз «За красоту, обаяние и фотогеничность». После долгой борьбы против астигматизма, косоглазия и даже полноты, согласитесь, это дорогого стоит.
После Сопота она работала солисткой в джаз-оркестре знаменитого Олега Лундстрема, который сам ее нашел и пригласил. Соответственно, пришлось переехать в Москву. А потом начались проблемы со здоровьем – из-за болезни почек ее так «скрутило» в Киеве, что оркестр Лундстрема не смог продолжить выступления. А через два года, во время гастролей в Курске, она по существу пережила клиническую смерть: когда на «скорой помощи» певицу привезли в больницу, ее сердце почти не билось. Ничего, как говорится, и это прошло, но все-таки она должна была сократить количество выступлений и звукозаписей, к тому же после концертов в Чернобыле в голосе появилась некоторая хрипотца, которая могла повлиять и на связки.
Зато Ирина больше начала работать на телевидении, многие помнят, наверное, передачи с ее участием – «Голубой огонек», «Хит-парад в Останкино», «Вокруг смеха», «Будильник» и другие, а также пробовала сниматься в кино. Понаровская снялась в фильмах «Орех Кракатук» по сказке Гоффмана, «Ограбление в полночь», но главную роль сыграла только в ленте «Он свое получит», многие картины озвучивала, записывала для них песни.
В 2000-х вдруг решила заняться бизнесом, променяла микрофон, как писала пресса, на швейную иглу и наперсток. Учитывая ее склонность к экспериментам (вспомним, как из натуральной шатенки она внезапно превратилась в блондинку, как на официальном мероприятии – юбилейном концерте Льва Лещенко – появилась в длинном черном платье с декольте во всю спину и спела «Ты – мой бог», песню, ставшую шлягером, а на вечеринке богемы ее увидели в сопровождении чернокожего певца Вейланда Родда, ее второго мужа), этого можно было ожидать. Понаровская создала свой бренд, имиджевое агентство, коллекцию модных шляп (совместно с известным дизайнером С. Зверевым), открыла собственное ателье в Москве. Что со всем этим происходит сейчас, неизвестно, поскольку большую часть своего времени она проводит в Эстонии, в старом доме под Нарвой, а также в Норвегии, где живет вместе с сыном Энтони, родившимся в браке с Роддом, и невесткой.
В ее репертуаре вновь появилась любовная тематика (об этом свидетельствуют такие хиты, как «Спасибо за любовь», «Реквием» – как рык женщины, которую захлестнула жизнь, и «Романс одиноких» – о желании вновь возродиться к этой жизни). А еще она стала писать стихи, возможно, это связано с ее последним браком.
В Петербурге эта, как ее называют, самая элегантная женщина российской эстрады выступала в 2010 году, и вновь ее концерт в Гигант-холле имел ошеломительный успех, потому что в родном городе ее помнят и по-прежнему любят.

О ЗНАКАХ ЗОДИАКА
Принято считать, что, дескать, они врут. Однако в случае с нашими героинями, Рыбами по гороскопу, кажется, это не так. О человеческих качествах двух звезд эстрады говорится только хорошее: ответственные люди, верные коллеги и друзья, способные отдать последнее, чтобы помочь ближнему, натуры творческие, зажигающие своим внутренним светом и других.
Когда у матери Лайзы Минелли, родившей во втором браке сына и дочь и вынужденной из-за работы переезжать с места на место, появилась депрессия и склонность к наркотикам, тогда еще юная певица делала все возможное, чтобы ей помочь, в том числе ухаживала за своими маленькими сводными братом и сестрой. Может быть, и поэтому самой Лайзе удалось избавиться от подобных проблем, бог спас ее.
Другой пример – спектакль «Виктор и Виктория». Перед его премьерой подруга Лайзы внезапно заболела и попросила сыграть на сцене ее роль. Минелли не могла отказать и сыграла, хоть это было и нелегко: ей пришлось говорить как мужчина, а петь как женщина, то есть партию сопрано. После премьеры даже нужно было делать операцию на горле, зато и спектакль, и подруга были спасены. И такое бывало не раз, когда она помогала коллегам в трудную минуту.
Та же Ирина Понаровская перечислила в ходе телемарафона Детского фонда 10 тысяч рублей (по тем временам немалая сумма) нуждающимся в помощи детям. И Сосо Павлиашвили своим званием лауреата популярного песенного фестиваля в Юрмале обязан во многом ей, потому что голоса в жюри тогда разделились, и она специально ездила к заболевшему Раймонду Паулсу, наблюдавшему состязание по телевизору, чтобы убедить его в том, что премию нужно присудить молодому артисту, потому что это, несомненно, талантливый человек. Жизнь доказала ее правоту.
Так что этим двум ярким, сильным духом и прекрасным женщинам не зря отведено место на «Аллее звезд»: одной – в Голливуде, а другой – в Москве. Своим творчеством они, как и звезды небесные, излучают свет и согревают наши души, вселяя надежду.

Светлана МОТОРОВА

 
По теме
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
В 47 регионе готовятся к весенне-летнему пожароопасному сезону - Ломоносовский район Ежегодный учебно-методический сбор провели в Ломоносовском районе. В мероприятии приняли участие старосты сельских населённых пунктов, главы администраций городских и сельских поселений,
Ломоносовский район
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина