Выборгская идиллия Виктора Светихина

Имя художника Виктора Светихина (или Светишина) у нас до сих пор известно еще очень мало. По крайней мере, в Выборге. А ведь именно этот художник оставил уникальное наследие - около 250 пейзажей в технике акварели и рисунки тушью, изобразивших Выборг начала ХХ века.

Чертил и рисовал с абсолютной точностью В 1912-1919 годах Виктор Светихин по заказу историко-этнографического музея Выборга запечатлел все памятные уголки города и его окрестностей.
Выборгский историко-этнографический музей разместился в 1895 году в старинном здании бывшей ратуши практически напротив замка - на площади Старой Ратуши. Вскоре после того городской архитектор Брюнольф Бломквист перестроил здание: надстроил его двумя этажами, а фасады оформил по желанию городских властей в «ганзейском стиле». Эти работы завершились в 1898 году, а в 1900 году Выборгский музей был открыт для посетителей. В 1908 году на площади перед музеем был установлен памятник основателю города, маршалу Швеции Торгильсу Кнутссону.
С 1929 года площадь носила имя Торкеля Кнутссона, в советском Выборге была переименована в Крепостную, а с 2009 года называется площадью Старой Ратуши. Памятник Кнутссону убрали в 1948 году, при этом скульптура получила серьезные повреждения, однако ее не уничтожили физически. В 1975 года памятник перевезли в Выборгский замок, где располагался музей, где он хранился почти двадцать лет. В начале 1990-х годов скульптуру восстановили и в 1993 году вернули на прежнее место…
«Находящаяся у конца Екатерининской улицы старая ратушная площадь пожалуй все-таки богаче всего историческими событиями. В ее юго-восточном углу находится старая ратуша с XVII века, хотя она перестроена и ныне превращена в музей. Перед музеем стоит памятник Торкеля Кнутсона, работы Вилле Вальгрена. Художник поставил памятник с рукой у меча со взором на основанный им замок, находящийся на острове перед ним», - говорилось в путеводитель по Выборгу и его окрестностям, изданном в 1915 году.
В справочном разделе путеводителя про музей отмечалось: «Выборгский Музей у площади Старой Ратуши, напротив Крепости. Открыт ежедневно по будням от 11 - 1 час. по полудни и по воскресным и праздничным дням от 12 до 3 час. по полудни. Заведующей Ректор Финского Классического Лицея, Антти Хэландэр».
Как отмечает финская исследовательница Матти Сипарис в своей книге, посвященной старым открыткам с выборгскими мотивами, и в частности, работам Виктора Светихина, у этого художника был врожденный талант, который он развивал в рисовальной школе. Он чертил и рисовал старинные здания с абсолютной точностью. Кроме того, Светихин был фотографом и часто рисовал и чертил по фото, которые сам и делал. Летом он обыкновенно путешествовал пешком или верхом. Он фотографировал здания и отдельные детали, подъезды, веранды, дворы, сельские пейзажи, вагоны, железнодорожные станции, павильоны...
Многое из того, что запечатлел Светихин, не сохранилось, - тем ценнее для нас сегодня его работы, запечатлевшие образ Выборга первых десятилетий ХХ века.
Каким был Выборг в то время, можно представить благодаря уже упомянутому путеводителю по городу 1915 года: «…Выборг теперь следует считать одним из главнейших промышленных и торговых городов страны. Выросли новые красивые части, в которых построили красивые каменные дома. Форштадты так сильно выросли, что Выборг, в котором 100 лет тому назад было всего 3,000 жителей, теперь, в начале ХХ века считает 50,000 лиц, с включением форштадтов.
Ни один город в Финляндии так богат событиями как Выборг и ни в одном не имелось жителей столь разных национальностей. Несмотря на свое пестрое прошлое, последнее столетие превратило Выборг в совершенно национальный финский город».
«Общее впечатление, производимое этим небольшим городом на посетителя, следует признать благоприятным, - говорилось о Выборге в «Путеводителе по Финляндии», изданном в Петербурге двумя годами ранее, в 1913 году. - В разных местах навстречу попадаются мальчики, громко выкрикивающие названия продаваемых ими финских и шведских газет. Чистота, электрическое освещение, приличная обстановка и покрытый линолеумом пол - вот непременные атрибуты, которые вы встречаете в каждом номере, прибыв в одну из поименованных выше гостиниц…
Из крепких напитков особою любовью многих финнов и шведов пользуются пиво и тоди (коньяк с кипятком и сахаром). Несмотря на энергичную деятельность обществ трезвости, злоупотребление спиртными напитками в городах Финляндии очень распространено. Коньяк и ликеры расходуются здесь в огромном количестве. Любимым же напитком вообще всех финнов является кофе, широко потребляемое ими как дома, так и в специальных кафе, которые здесь можно встретить на всех лучших улицах города…
В некоторых кафе, называемых бодегами, можно также получить иностранные вина бутылками и рюмками. В таких бодегах прислуживают обыкновенно шведки, всегда готовые развлекать посетителей своей болтовней, а иногда и музыкой».


Вот такой он был – Выборг, столь блистательном запечатленный Виктором Светихиным. Кстати, в том же путеводителе 1913 года упоминается «изящное здание, обращенное фасадом на площадь Старой Ратуши и занимаемое музеем Выборга, открытым для публики от 12-ти до 3-х часов дня с платою за вход 25 пенни».

Мир, покой и уют Работы Светихина представляют как историко-художественный, так и этнографический интерес. На его картинах - виды крепостных стен замка, улицы города, уголки знаменитого парка Монрепо, а также простые крестьянские дома окрестностей Выборга. В рамках заказа Выборгский историко-этнографический музей приобрел у автора и другие работы, причем не только выборгской тематики.
При этом надо понимать, что Светихин начинал работать над картинами Выборга тогда, когда жизнь вокруг была достаточно благополучной. Продолжал он работать и тогда, когда началась Первая мировая война, и тогда, когда Выборг оказался в огне Гражданской войны…
Однако некоторые рисунки, сделанные Светихиным в Выборге, датированы 1918 годом. Именно в том году случились трагические события весны 1918 года, когда в Выборге после его взятия белыми войсками произошла трагедия мирного населения… Всего этого нет на картинах Светихина. На них – мир, уют и добрая провинциальная идиллия. Как будто нет ни войн, ни революций.
Акварели и рисунки Виктора Светихина с видами на главные ворота Монрепо, паромную переправу,  скульптуру «Вяйнемейнен, играющий на кантеле» дают представление о том, как выглядел парк то время. Работы датированы 1919-м годом. Светихин изобразил уголки романтического сада, где густая зелень деревьев ярко контрастирует с белизной парковых скамей и деревянных перил пристани, место уединения и покоя. В свое время именно эти работы, а также как многочисленные фотографии и открытки с видами парка, способствовали росту туристического интереса к Монрепо.

Таинственный художник Во время «зимней войны» 1939-1940 годов здание Выборгского историко-этнографического музея сильно пострадало. Часть коллекции погибла, в том числе, как считается, была утрачена хранившаяся здесь египетская мумия. Другие экспонаты были эвакуированы, в частности, в музей города Лахти. После войны здание музея реконструировали под жилой дом, каковым он является и ныне.
Что же касается хранившейся в музее коллекции Виктора Светихина, то девятьсот его произведений во время «зимней войны» были эвакуированы из музея и переданы впоследствии фонду Торккель. С 1950 года по решению Министерства внутренних дел Финляндии коллекция хранилась в Историческом музее города Лахти, а в 1990 году право на распоряжение коллекцией получил Выборгский фонд.
В настоящее время день сохранилось около пятисот произведений искусства, созданных Виктором Светихиным. В основном, это его акварели и рисунки. Часть этой коллекции сейчас располагается в Музее Южной Карелии в Лаппеенранте.
Впервые в Выборге работы Светихина представили в 2011 году в выставочном центре «Эрмитаж-Выборг» - на выставке «Выборг и Карельский перешеек в акварелях Виктора Светихина из фондов Окружного музея Южной Карелии города Лаппеенранта». Летом нынешнего года некоторые работы Виктора Светихина были впервые представлены в музее-заповеднике «Павловск» на выставке «Виды Выборга и парка Монрепо в акварелях Виктора Светихина». Экспозицию организовали по инициативе финских коллег из города Лаппеенранты.
О Викторе Светихине, финском художнике карельского происхождения с русской фамилией, известно не очень много. Он был поистине многолик: акварелист, фотограф, рисовальщик и учитель рисования. Светихин родился в Салми (населённый пункт на берегу Ладожского озера) 10 декабря 1877 года. Почти вся жизнь Светихина была связана с Выборгом. Он посещал школу в Выборге и продолжил обучение в Выборгской рисовальной школе, организованной Выборгским обществом друзей искусства, в 1895-1898 годах.
Виктор Светихин был учеником финского художника Арвида Лильелунда (1844-1899), запечатлевшего на своих картинах подробности народного крестьянского быта Финляндии. Два года подряд, в 1872 и 1878 годах, работы Лильелунда получали на финских художественных выставках вторую премию. Тогда же, в 1878 году, он становится обладателем бронзовой медали на «Всемирной ярмарке в Париже». И в том же году Академия художеств в Петербурге присудила Лильелунду за картину «Хорошая горничная» звание «первоклассный художник».
Светихин продолжил художественное образование в Рисовальной школе Финляндского Художественного объединения в Хельсинки в 1898-1901 годах. О его судьбе в 1920-х и 1930-х годах сведений пока найти не удалось. Известно, что он умер 27 ноября 1942 в Хельсинки.

Сергей Евгеньев
Акварели и рисунки Виктора Светихина с видами Выборга и Монрепо

 
По теме
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина
Весна. Новинки прилетели - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина По традиции в рамках Недели детской и юношеской книги библиотеки представляют читателям выставки новых книг.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина