СВЕТ ДАЛЕКОЙ «ЗВЕЗДЫ» СОГРЕЕТ КАЖДОГО

Наконец-то многочисленные поклонники таланта театрального режиссера и, не побоюсь этого слова, гениального человека Георгия Александровича Товстоногова дождались этого юбилея. Только что 28 сентября исполнилось 100 лет со дня его рождения. По официальным данным, появился на свет будущий Мастер в Тифлисе (Тбилиси) 15 (28) сентября 1915 года в семье потомственного русского дворянина, инженера-железнодорожника и высокопоставленного работника Министерства путей сообщения Российской империи. Его мать – грузинка, певица, обучавшаяся в Петербургской консерватории. Однако младшая сестра Георгия Александровича – Натела Александровна – утверждает, что местом его рождения был Петербург. Жили они на Фурштатской улице и лишь в 1919 году поселились в Тифлисе.

Так что, уже «по крови своей» Г.А. Товстоногов был петербуржцем. И не зря ему было суждено вернуться в город на Неве после окончания ГИТИСа и начать здесь свой творческий путь длиною более чем в 30 лет. За это время он поставил немало спектаклей – и в Театре имени Ленинского Комсомола, где начинал режиссером, и в Большом драматическом имени М. Горького, который возглавил. Уже в 1958 году деятельность Г.А. Товстоногова была удостоена Ленинской премии за спектакль «Оптимистическая трагедия» по пьесе В. Вишневского. Затем последовали две Государственных – за «Мещан» М. Горького и «Тихий Дон» М. Шолохова.
Не избегал мастер и общественной деятельности – избирался депутатом Верховного Совета СССР 7-го и 8-го созывов, ему было присвоено звание народного артиста Грузинской ССР. А в 1983 году Г.А. Товстоногов стал Почетным гражданином г. Тбилиси и членом-корреспондентом Академии художеств ГДР. Но ленинградцы, для которых БДТ уже тогда был «духовной Меккой», ночами простаивали в очередях за билетами на премьеру и ценили Товстоногова не за регалии и звания, а за блестящие полемические постановки. Именно в них острый ум, тонкий художественный вкус и гражданская смелость Мастера проявлялись с особой силой.
Это и «Эзоп» Г. Фигейредо, и «Варвары» М. Горького, и спектакль «Идиот» по Ф. Достоевскому с блиста­тельным И. Смоктуновским в роли князя Мышкина. Не менее интересны и более поздние спектакли БДТ – «Горе от ума» А. Грибоедова, «Три сестры» А.Чехова, «Ревизор» Н. Гоголя, «Волки и овцы» А. Островского, «Ревизор» Н. Гоголя, «История лошади» Л. Толстого, где главную роль великолепно сыграл Е. Лебедев… Все эти постановки, без сомнения, вошли в сокровищницу мировой культуры. В 1970‑х – начале 1980-х годов, то есть в самый пик брежневского застоя, для ленинградцев, да и не только (на берега Невы приезжали и москвичи, и жители других регионов страны, чтобы специально попасть БДТ), он стал своеобразной «отдушиной».


Интеллигенция и прос­то здравомыслящие люди расценивали спектакли товстоноговского театра как своеобразный глоток свежего воздуха. В «Горе от ума», например, смелая режиссерская находка, когда Чацкий (его очень нетрадиционно сыграл С. Юрский) в финале спектак­ля во весь рост навзничь падает на пол, словно подтверждает основную мысль пьесы – никакое «горе» не может заставить грибоедовского героя отказаться от притязаний на свободу «ума».
Тема неумения слушать и слышать другого человека – одна из самых принципиальных в творчестве Г.А. Товстоногова. Надо понимать окружающих нас людей и самому быть понятым – вот что нужно для счастья. Тогда не вырастет стена недоверия между близкими, не случится беда. Нельзя «играть на скрипке» и наблюдать, как гибнет рядом другой человек – это об отношениях доктора Чебутыкина (Н. Трофимов) и Андрея Прозорова (О. Басилашвили). Разве в наш век, исковерканный всякого рода конфликтами, внешними и внутренними, это звучит не актуально? Вот почему зрители всегда ходили и будут приходить в БДТ, который теперь официально носит имя Г.А. Товстоногова.
Потребность человека мыслить, разбираться в том, что происходит в окружающем нас мире, никогда не иссякнет. И он ждет этого от настоящего искусства, искусства с большой буквы, которое всегда дарил зрителям Георгий Александрович – великий режиссер, педагог (а им написано более 300 статей по теории и практике режиссерского мастерства, работают на современной сцене сотни товстоноговских учеников) и просто незаурядный человек. Не зря от Гоги, как с любовью называли Мастера его коллеги, актеры уходили редко, хоть и отличался он особой требовательностью и принципиальностью в оценке творческих достижений.
Хочется поименно перечислить тех, кто был все эти годы рядом с ним, да, боюсь, места не хватит. Назову, пожалуй, только двух женщин, имена которых редко сегодня упоминаются в СМИ: бессменный завлит театра, автор многих сценических композиций Д. Шварц и народная артистка В. Ковель, игравшая практически во всех, как теперь говорят, хитовых спектаклях БДТ.
Что касается новой России – Г.А. Товстоногов не дожил до нее, умер в мае 1989 года, в самый разгар горбачевской перестройки. Так что жил и творил «неудобный» для власти режиссер в эпоху СССР. Похороны его прошли тихо, без особой помпы. И даже в знаменитой программе НТВ «Намедни», отражавшей все главные события текущего месяца, об этом почти не сообщалось. Самыми же популярными людьми Ленинграда назывались на тот момент А. Невзоров, ведущий телепрограммы «600 секунд» и тогда еще просто юрист А. Собчак. Так что нынешнее поколение петербуржцев-ленинградцев (особенно молодых, которые и имя-то такое – Г.А. Товстоногов – порой не знают), можно сказать, в долгу перед Мас­тером. Ведь он был действительно Мастер с большой буквы – вспомним булгаковского персонажа, реальная «звезда», свет которой не погаснет никогда.
А закончить хочется обращением к жителям Санкт-Петербурга и Ленинградской области: приходите на спектакли АБДТ им. Г.А. Товстоногова и непременно приводите с собой детей и внуков. Пусть свет далекой «звезды» согреет каждого!

Светлана МОТОРОВА

 
По теме
«Детям-жертвам войны на Донбассе» посвящается… - Гатчинская правда В Гатчинском районе в д. Зайцево, на мемориале мирным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, состоялось открытие фотоэкспозиции «Трагедия Донбасса – Трагедия Ленинграда» и памятника детям-жертвам войны на Донбассе.
Гатчинская правда
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда