РОБИН ГУД БЕЗ БАЛЛАД


Тарасову – режиссеру­постановщику «Мосфильма», члену сценарно-редакционной коллегии Комитета по кинематографии при Совмине СССР, главному редактору ТО «Юность» – когда­то, в самом начале его карьеры, посчастливилось стать сценаристом знаковой для шестидесятников «Вертикали» Станислава Говорухина.

«ТРУБЯТ РОГА:
СКОРЕЙ! СКОРЕЙ!..»
Да что там, им всем тогда повезло – молодым, талантливым, веселым – быть вместе в горах и под песни Высоцкого заниматься любимым делом – снимать хороший фильм о хороших людях… Возможно, поэтому, задумав воплотить на экране образ Робин Гуда в обрамлении английских пейзажей времен Ричарда Львиное Сердце, Тарасов первым делом вспомнил о Володе, о его талантливых струнах и о тех – весьма романтических – совместных днях далеких съемок…
В общем, идея состояла в следующем: баллады о благородном разбойнике из Шервуда будут разворачиваться перед зрителем в унисон балладам, которые специально для этого напишет Высоцкий. И именно стихотворные строки современного менестреля придадут глубину, насыщенность и многослойность немудреным сказочным сюжетам певцов старого Йоркшира.
Задумано – сделано. В начале 1975 года съемочная группа приключенческого фильма «Стрелы Робин Гуда» включается на Рижской киностудии в подготовительный период, а актер «Театра на Таганке» Владимир Высоцкий со своей супругой – известной французской киноактрисой Мариной Влади – отправляется в Париж – подпитываться атмосферой любви и свободы, участвовать в концертах и, конечно же, творить. «Хотел я для юношества, которое будет смотреть эту картину, – упоминал вскоре поэт в своем дневнике, – написать несколько песен. И написал – баллады о борьбе, о любви, о ненависти – всего шесть довольно серьезных вещей, совсем не похожих на то, что я делал раньше» (это были «Баллада о времени» («Замок временем срыт…»), «Баллада о ненависти» («Торопись — тощий гриф над страною кружит!..»), «Баллада о вольных стрелках» («Если рыщут за твоею непокорной головой…»), «Баллада о любви» («Когда вода Всемирного потопа…»), «Баллада о двух погибших лебедях» («Трубят рога: скорей, скорей!..»), «Баллада о борьбе» («Средь оплывших свечей и вечерних молитв…» – прим. авт.). Труднее всего почему-то, по признанию самого Высоцкого, далась ему «Баллада о любви».
«ТОРОПИСЬ! ТОЩИЙ ГРИФ НАД СТРАНОЮ КРУЖИТ…»
«Зная о не совсем гладких отношениях между Высоцким и власть имущими, Тарасов нигде не обозначил имя исполнителя, было только написано, что всем известный голос исполнит «Балладу о ненависти», – вспоминал звукооператор Рижской киностудии Игорь Яковлев. – Начался подготовительный период съемок, и мы долго ждали, когда Высоцкий приедет в Ригу. Наконец он появился и в маленьком ателье довольно быстро записал все шесть баллад. Черновой вариант, который дал режиссеру и художнику возможность делать под эту музыку весь визуальный ряд. Когда же надо было монтировать, понадобился чистовой вариант баллад. Сначала друг Высоцкого и аранжировщик музыки Алексей Зубов привез партитуры, мы подготовились, а через два дня Высоцкий уже записывал под оркестр, которым управлял Алнис Закис (главный дирижер радио и телевидения Латвии – прим. авт.).
Артист был очень собран, чувствовался его твердый характер. Когда музыкальный редактор сделал какую-то поправку, он сказал: «Нет, будет так». И продолжал по-своему… Этот материал замечательно лег на изобразительный ряд. Фильм повезли на утверждение в Москву. Однако Высоцкий в то время совсем уже впал в немилость. Нашей группе приказали убрать всю его музыку и дали месяц на то, чтобы сделать новый вариант картины, без Высоцкого».
В настоятельной рекомендации от 9 декабря 1975 года сценарной редколлегии Госкино СССР директору Рижской киностудии Генриху Лепешко говорилось, что «…характер исполнения баллад актером В. Высоцким глубоко чужероден теме фильма и характерам его героев… обилие вышеуказанных «зонгов», бедных по музыкальному материалу, претенциозных по смыслу и однообразных по манере их подачи, создает ощущение ритмической затянутости фильма, недопустимой в произведении романтическо-приключенческого жанра» и т.д., и т.п.
И Тарасов сражаться не стал, а мог бы… Как, к примеру, сражался Георгий Юнгвальд­Хилькевич, которому за несколько лет до этого точно так же не давали снимать Высоцкого в картине «Опасные гастроли», но который, по его выражению, «уперся рогами, поскольку Володю обожал, поскольку картина делалась ради него» и победил. Хилькевичу, правда, пришлось пожертвовать Маргаритой Тереховой (вместо нее в фильме снялась рекомендованная начальством Лионелла Пырьева – это было условием чиновников в обмен на утверждение Высоцкого на главную роль), но тем не менее… В случае же со «Стрелами Робин Гуда» победило Госкино. Как выразился впоследствии по этому поводу сам Высоцкий: «Надо было бороться за дело, а режиссер оказался послабже душою, чем я предполагал, и просто не стал…»
Тарасов же сокрушался: «Не Высоцкий писал свои песни под фильм, а именно картина снималась под его песни. Поэтому, когда вышло указание «выкинуть» баллады из ленты, это было очень сильным потрясением для всего задействованного в съемках состава. Прямо руки опустились. Без баллад картина потеряла свою привлекательность и ценность».
Вместо Высоцкого пригласили композитора Раймонда Паулса и поэта Леонида Прозоровского. В течение двух недель ими были написаны две песни, которые и вошли в фильм.
Справедливости ради стоит заметить, что Тарасов сумел все же припрятать и сохранить запрещенную копию первоначального варианта картины. В 1997 году она была впервые продемонстрирована зрителям – в эфире, посвященном 50-летию Высоцкого. Также режиссер вставил четыре из шести опальных баллад в «Балладу о доблестном рыцаре Айвенго», снятую им в 1982 году (к слову, роль Робин Гуда в обоих этих фильмах сыграл один и тот же актер – Борис Хмельницкий).
«…ЗНАЧИТ, НУЖНЫЕ КНИГИ ТЫ В ДЕТСТВЕ
ЧИТАЛ!»
Керк Дуглас, случайно встретившись с Хмельницким где­то в начале 80-х на одном из фестивалей, сразу же пригласил его сниматься в картине «Скалолаз». И даже устроил по этому поводу фуршет, «собрал нашу делегацию, – рассказывал Борис, – сделал официальное заявление. Я спросил тогда: «Керк, хау мач мани?» Он назвал сумму – полмиллиона долларов. Я от изумления и сказать ничего не могу. Он: ну, 800, ладно – миллион. Я нашему представителю Госкино говорю: если отпустите меня, я согласен все «бабки» отдать, за суточные снимусь. И началось. Бумажки оттуда – сюда, отсюда – туда. Так и не отпустили».
Что тут говорить… Он был идеальным Робин Гудом: красивым, добрым, смелым, дерзким, благородным, верным дружбе. Когда окончательно выяснилось, что песен Высоцкого не будет в картине, Борис отказался озвучивать роль. В знак протеста. Очевидцы утверждали, что группа актеров во главе с Борисом Хмельницким демонстративно покинула студию со словами: «Не будем себя озвучивать!» И тогда… начальство вызвало профессиональных дублеров.
Хмельницкий так комментировал этот случай: «Меня озвучил Александр Белявский – замечательный актер, но мне это не слишком приятно вспоминать. То, что играет один, а озвучивает другой, – такое в кино, к сожалению, часто случается». Белявский, в свою очередь, просил не мучить его вопросами на эту тему: «Борис сам меня попросил озвучить его роль. По всем остальным вопросам обращайтесь к режиссеру».
Тарасов же утверждал, что это он не позволил озвучить роль Хмельницкому – «потому, что тот немного заикался». Заикался Борис с детства, и это не мешало ему поступить в театральный вуз, быть одним из ведущих актеров театра на Таганке, играть главные роли в кинофильмах и озвучивать их…



Марианна ВАСИЛЕВСКАЯ
 
По теме
Центр "Молодежный" проводит мероприятие, посвященное Дню партизанской славы Ленинградской области.
На заседании Законодательного собрания Ленинградской области депутаты утвердили постановление о творческом конкурсе «Заботимся о семье, заботимся о России» Под таким названием в этом году пройдет конкурс детских рисунков,
Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на добровольной основе помогать правоохранительными органами поддерживать правопорядок в своем городе,
Бокситогорский район
«Детям-жертвам войны на Донбассе» посвящается… - Гатчинская правда В Гатчинском районе в д. Зайцево, на мемориале мирным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, состоялось открытие фотоэкспозиции «Трагедия Донбасса – Трагедия Ленинграда» и памятника детям-жертвам войны на Донбассе.
Гатчинская правда
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда