«ПОРУЧИК ГОЛИЦИН, А МОЖЕТ, ВЕРНЕМСЯ?..»

ПАМЯТИ ХУДОЖНИКОВ ЭМИГРАЦИИ ПОСВЯЩАЕТСЯ

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ
Банально, но факт: то, что хранится в музейных запасниках, по сравнению с тем, что размещают в экспозиции, это не что иное, как тот же айсберг с его мощной скрытой частью и видной миру вершинкой. Вот почему так важны для нас, любезный читатель, запасники городских музеев и частные коллекции любителей живописи. Да, не все, что там есть, лучшее из лучшего, но это всегда новость, всегда радость открытия.
Вот примерно такие мысли посещают нас при встрече с «картинками» из художественных запасов, появляющихся на свет в виде альбомов или каталогов из сокрытой, как правило, части творческого айсберга.
Таким стал для автора этих строк каталог небольшого по объему издания «Палитра осени», выпущенного в 2009 году в Москве галереей искусств «Даев-33». По сути, это, как говорится в подзаголовке, выставка лирического пейзажа в творчестве русских художников XIX-XX веков. Тут наравне с классиками пейзажа (Левитан, Васнецов, Жуковский и др.) есть немало новых имен, представленных в каталоге двумя, а то и одной работой.
Вот, например, В.Н. Васильев (1882-1920) с его солнечным пейзажем «На лесной полянке», помеченным 1901 годом. Память собирателя художественных открыток услужливо подсказала еще две работы этого художника, выпущенные русско-парижским издательством Лапина в начале ХХ века. Это, помнится, была «Река» (широка и глубока), идущая через все пространство холста (художественной открытки). Другая, тоже изданная вещь этого же, едва известного художника, это малороссийский хуторок у небольшого пруда («ставка») с двумя чуть видными под луной фигурками влюбленных.
А вот теперь начинается своего рода «творческий детектив» с поисками не только сведений об этом художнике, но и вообще его фамилии с непривычными инициалами.
Так, Словарь русских художников («Новый, полный, биографический») выдал нам, мой читатель, семнадцать (!) однофамильцев нашего художника, но его самого – Вениамина Николаевича – не было. Заглянув в предельно краткую подпись под картиной автора «Лесная полянка», читаем: «Русский и украинский живописец, родился в Киеве, потомственный дворянин, учился в Киевской рисовальной школе у Н. Мурашко и Н. Пимоненко…»


Сомнений не было: надо искать это имя в Словаре украинских художников! И – вот он – «Словник художников Украины», изданный в Киеве в 1973 году. Здесь оказалось всего четыре Васильева (Дмитро, Евген, Олег, Петро). Вениамина не было. Далее шел Васильковский.
Вспоминается реплика чеховского героя: «Человека забыли!» Да как это! Как это могло быть – ни у нас, ни у них! И тут осенило: да ведь парень же – эмигрант! Вот что сказано о нем под его «Лесной полянкой»: «В 1918 году присоединился к Добровольческой армии, участвовал в обороне Крыма». От кого же оборонялся тогда этот молодой человек, художник? Да от «красных», от кого же еще?! Помните кинофильм «Служили два товарища», поручика Брусенцова-Высоцкого, его готовность стрелять из пушки по пароходу с беженцами, который вот-вот уйдет!.. А помните, как на 1-м канале был концерт Александра Малинина, и его надрывный, истерический крик отчаяния: «Поручик Голицын, раздайте патроны!» Это все оттуда, «из тогда»: Крым, пароход, Сиваш, выстрелы… И, похоже, там и был он, наш художник, «примкнувший» к Добровольческой армии.
Как остро, как своевременно и… запоздало звучит голос поющего белого офицера:
Поручик Голицын,
А может, вернемся?
Зачем нам, поручик,
Чужая земля?
Пусть мне простит наш постоянный читатель этот переполох с «потерянным» человеком. Его нет даже в капитальном справочнике «Художники русской эмиграции»… А в «Палитре осени», на которую мы сослались в самом начале, биография нашего Васильева заканчивается строчкой просто и буднично для того времени, как выстрел: «Умер в Галлиполи». То был, как правило, первый для беженцев из «красной» России перевалочный пункт в Югославию, Германию, Францию, куда угодно. Пусть же эти десять строк о безвременно ушедшем от нас художнике – Вениамине Николаевиче Васильеве, – помещенные в каталоге под его «картинкой», будут тем чисто символическим цветком к его затерянной и забытой могилке «на том берегу».
А на том берегу
Незабудки цветут…
До чего пророчески может звучать иногда песня о так и не состоявшейся любви.

Владимир ТРИФОНОВ

АВТОРСКОЕ «ВДОГОНКУ»
То был пример, когда не долюбил, не дописал, не дожил переживший ту же, сугубо свою, трагедию Владимир Высоцкий. Это он вопрошал, глядя на свое прошлое: «Конь на скаку и птица влет – по чьей вине, по чьей вине?..»
Но бывают ситуации, когда винить уже некого и незачем. И тут проще простого развести руками и по-детски порадоваться, что все войны и трагедии позади и заявить благодушно словами другого поэта: «Нет виноватых – все правы!» Даже можно сплясать под гармошку: «До чего же мир хорош, до чего приятен!» Но история благодушия не прощает. Она снова пришлет своих черных гонцов.

 
По теме
Приложение позволяет узнать о неблагоприятных и опасных метеорологических явлениях, подготовиться к различным чрезвычайным ситуациям, получать актуальную информацию о возможных угрозах и рисках.
Центр "Молодежный" проводит мероприятие, посвященное Дню партизанской славы Ленинградской области.
Национальные проекты. Региональный центр инжиниринга продолжает приём заявок. - Тихвинский район Региональный центр инжиниринга продолжает приём заявок Региональный центр инжиниринга информирует о продолжении приёма заявок на оказание услуг в 2024 году на льготных условиях.
Тихвинский район
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина