БОГ ПОСЛАЛ НАМ ЕЕ ДЛЯ ИСЦЕЛЕНИЯ ДУШ


Умерла Людмила Гурченко. Когда в среду вечером люди услышали это сообщение, у миллионов наших соотечественников в один и тот же миг вырвалось недоуменное: «Ка­а­к? Неужели правда?..»

Люся – какое ласковое домашнее русское имя! Люся… Людмила Гурченко. Все СМИ России – телевидение, радио, газеты – в эти дни только о ней и говорят. И как говорят! Даже подумалось, что такие и подобные им слова человек, да еще в таком концентрированном виде, должен бы слышать при жизни. А при жизни обожаемые уходящие от нас столько, да еще таких слов о своих заслугах перед страной и людьми не слышат. А услышь столько прекрасных слов в свой адрес, наши знаменитости вполне могли бы прожить хотя бы на месяц дольше.
Когда назывались фильмы, где играла Гурченко, оказывалось, что эти ленты смотрели едва ли не все. Ну, о «Карнавальной ночи» и говорить нечего. Но были еще великие «Пять вечеров», не менее потрясающие душу «Двадцать дней без войны», «Старые стены»… А «Вокзал для двоих»? А «Полеты во сне и наяву»? А «Любимая женщина механика Гаврилова»? Там очаровательная женщина средних лет, кажется, на личное счастье уже не надеявшаяся, вдруг все­таки схватывает птицу счастья за хвост, а та отчаянно и вполне наяву вырывается. Сколько душевных движений – от храброй надежды до полного отчаяния – преподнесла нам Людмила Марковна. Сколько живых женских сердец сжималось от горести и смягчалось от мелькнувшей надежды в жизни ее героинь. Но ведь если сам не пережил такие сердечные эволюции, другим подобных метаний не передашь.
По множеству самых прекрасных душевных черт Гурченко в эти дни сравнивают с любимицей Америки – только что умершей Лиз Тейлор. Она много страдала, но ушла из жизни оплакиваемой и обожаемой своей страной. Да, что­то сходное в их судьбах есть. А главное – обожание зрителей.
Гурченко, конечно же, как всякий умный человек, цену себе знала. Но просила не называть ее ни выдающейся, ни знаменитой, ни всеми любимой. Считала, что главный эпитет личности – имя и фамилия: Людмила Гурченко. Действительно, найдите хотя бы одного взрослого человека, который бы не знал ее имени.

***
И все же любая судьба начинается с начала. А вначале (пусть не в самом киношном) была «Карнавальная ночь». В глухие, не слишком сытые, не слишком веселые, застегнутые на все пуговицы 50¬е годы в небе СССР зависла комета, ярче которой на тогдашнем экране не было ничего. Даром что в названии значилось слово «ночь». Правда, ночь была карнавальной. И главная героиня тоже появилась ниоткуда – таких девушек ни старый, ни тем более молодой народ тогда не видывал. Страшно симпатичная, веселая, озорная, какими бывают только счастливые молодые люди, и, главное, непривычно раскованная героиня. Уж об осиной талии и необычайных платьях и вспоминать не будем. А еще она пела песни, которые (что тогда невозможно было представить) будут распевать и через полвека, да еще как танцевала! Молодежь ходила на эту картину до тех пор, пока не выучила наизусть каждый кадр, каждую ноту, каждую складочку на пышной юбке героини. Пятьдесят лет прошло, а фильм до сих пор смотрят по ТВ, как новенький.

***
Считается, что этот бешеный экранный успех много навредил актрисе – ей стали предлагать все новые повторения «карнавальной» Леночки Крыловой. Потом «наверху» ее обвинили, что внушает «нашей молодежи» не те танцы, не те песни, и тогда снимать ее вообще перестали. Трудно сказать наверняка, но говорят, что в те тяжкие времена она и вскричала в отчаянии: «Дайте мне хоть табуретку сыграть, я и на это согласна». Мера отчаяния у всех разная.

***
У Людмилы Марковны был уникальный отец. Житель Харькова со всеми вытекающими из территории акцентами, он твердо стоял на своем: «Моя Люда – самая¬самая». И в тяжкие времена внушал дочери: если тебе плюют в спину, значит, ты идешь правильной дорогой. Гурченко, кстати, не раз, рассказывая с эстрады о своем детстве, неповторимо изображала и язык, и чудную душу своего обожаемого Марка, гармониста и балагура. Она и на экзамен в театральный вуз явилась с отцовским инструментом, как назло своим 200 соперникам¬абитуриентам, развела отцовские гармошкины мехи, да как запела! Приемная комиссия сходу запомнила ее имя и ее фамилию.
А в середине 70¬х она снималась в «Соломенной шляпке» в роли очаровательной француженки, владелицы шляпной мастерской. Их музыкальный и танцевальный дуэт с Андреем Мироновым забыть невозможно. Как и совсем другую комедийную ее роль – разлучницы в картине «Любовь и голуби». Ей была подвластна любая женская судьба. Вспомним горькие метания в «Пяти вечерах», неподъемный для любого сердца груз несбывшегося. А вялотекущая повседневная жизнь в «Вокзале для двоих» – горький груз на плечах прекрасной женщины, уже ни на что не рассчитывающей, но и не теряющей себя. В «Вокзале…» роскошный московский музыкант – холеный, соответственно, высокомерный, в общем, птица не из «вокзальной» жизненной клетки – казалось бы, не для нее? Нет счастья в жизни простым столовским официанткам. А если и есть, то через долгие тюремные годы. И героиня Гурченко это трудное счастье берет.
Та же, хотя и совсем другая, горечь женского сердца в «Полетах во сне и наяву». Сердце щемит, когда видишь эту раненную судьбой, обойденную ею, но такую славную, такую милую женщину. Да что ж, в конце концов, не выходит ли, что у ее современниц судьба такая? Причем на протяжении десятков лет, начиная с картины по сюжету военной – с «Двадцати дней без войны». Выходит, что так. Но женщин – а это миллионы и миллионы зрительниц – она учила, без малейшего назидания, стойкости. За что они ей так благодарны, и за что они ее, свою верную предводительницу, на этом неторном пути никогда не забудут.
Корней Чуковский сказал, что в России надо жить долго. Людмила Гурченко за свои долгие 75 лет успела сделать так много. Никогда не борясь за славу, почет, за ненужное ей почитание, все равно прожила она для нас, ее поклонников, очень мало. Вот бы установить закон: если ты национальное достояние – обязан жить и работать до 100 лет.

***
Объявили, что похоронят Людмилу Марковну на Новодевичьем кладбище рядом с Вячеславом Тихоновым и Олегом Янковским. Что ж… Им наверняка будет о чем говорить друг с другом. При этом, как и положено в раю, вспоминать только самое счастливое, самое приятное, что случилось с ними в жизни.



ЕЛЕНА ШВЕЦОВА
 
По теме
Как обезопасить детей в цифровом пространстве - Газета Лужская правда После чудовищного теракта в ТЦ «Крокус Сити Холл» начались массовые рассылки сообщений несовершеннолетним с угрозами и предложениями за деньги участвовать в терактах и других противоправных действиях.
Газета Лужская правда
Фото: ГУ Росгвардии по Петербургу и Ленобласти Росгвардейцы доставили в полицию пациента, что пришел в медучреждение в нетрезвом виде и устроил конфликт, чуть не переросший в драку,
47 новостей
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
В 47 регионе готовятся к весенне-летнему пожароопасному сезону - Ломоносовский район Ежегодный учебно-методический сбор провели в Ломоносовском районе. В мероприятии приняли участие старосты сельских населённых пунктов, главы администраций городских и сельских поселений,
Ломоносовский район
Здоровье ленинградцев в приоритете: как в Ленобласти развивается первичное звено здравоохранения - Online47.Ru Ежегодно в 47-м регионе открываются новые ФАПы и поликлиники, усовершенствуется техника и медоборудования Первичное звено по праву считается ключевым для всей системы здравоохранения России.
Online47.Ru