ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ СО МНОЙ БЫЛА МОЯ СКРИПКА

Фото: www.vesty.spb.ru

Недавний приезд в Санкт¬Петербург всемирно известной скрипачки Лианы ИСАКАДЗЕ не был связан с концертной деятельностью. Музыкант прибыла в качестве члена жюри II Международного конкурса имени императрицы Елизаветы Петровны «Золотая арфа». Организаторы сознательно пригласили в состав жюри представителей разных музыкальных специализаций.

Победу на конкурсе одержала петербургская арфистка София Кипрская и получила в подарок концертную арфу. А Исакадзе приехала со своей знаменитой скрипкой, хотя выступить ей довелось лишь на торжественном закрытии конкурса. Уже после своего выступления маэстро дала интервью нашей газете.
– Лиана Александровна, вас не удивило приглашение в состав жюри конкурса арфистов? Всё¬таки арфа – не ваш инструмент.
– Сначала удивило. Но благодаря этому я узнала арфу с другой стороны. Оказывается, на ней можно играть различную музыку, а также делать сольные программы. А я всегда думала, что это инструмент исключительно для оркестра.
– А что общего у арфы со скрипкой, кроме того, что это тоже струнный инструмент?
– Игра на арфе также поглощает тебя и как будто поднимает в небеса, как и на скрипке. Ты как будто живёшь музыкой. И всю палитру этой жизни можно выразить через арфу.
– Не пожалели, что сами не стали арфисткой?
– Нет, так можно жалеть о любом инструменте, но невозможно играть на всём.
– А почему вы выбрали скрипку?
– Это произошло случайно. Я с 3 лет сочиняла музыку, самостоятельно училась играть на рояле и немножко на скрипке. Когда мне было 7 лет, родители решили отдать меня в класс фортепиано в Центральную музыкальную школу в Тбилиси. Но в день фортепианного экзамена я заболела. Следующий экзамен через неделю был скрипичным, после которого я оказалась в классе профессора Лео Николаевича Шиукашвили. Через два месяца уже концертировала. В 10 лет меня послали вне конкурса в Москву на Международный фестиваль. В 14 лет я выступала в Москве на Всесоюзном фестивале, но уже в конкурсной программе, и получила вторую премию. В 16 лет экстерном окончила школу, и меня приняли без экзаменов в Московскую консерваторию на курс профессора Давида Фёдоровича Ойстраха. Так что с ранних лет скрипка стала для меня частью тела, кусочком души.
– Кстати, у вас действительно старинная скрипка?
– 1677 года. Я на ней играю уже около 20 лет.
– Вы много гастролируете. А как же скрипка переносит дорогу?
– Всё зависит от ухода. Старые итальянские инструменты очень чувствительны к сырости или, наоборот, к сухости. Поэтому музыкант должен следить за своим инструментом и оберегать его от неприятностей.
– У вас есть определённые часы для занятий музыкой?
– Обычно репетирую утром.
– Скрипка ассоциируется с классическим инструментом. Как вы относитесь к современным новациям, например, к творчеству Ванессы Мэй?
– Как к шоу, только к искусству игры на скрипке это не имеет никакого отношения.
– Вы неоднократно инициировали фестивали, конкурсы, концерты. Чем ещё можете удивить своих почитателей?
– Моим новым замыслам способствует Интернет. Так, через социальную сеть facebook я познакомилась со многими талантливыми людьми. Мы продолжительное время общались виртуально. Но вдруг мне захотелось объединить этих людей. И тогда я организовала фестиваль друзей facebook, который прошёл одновременно с моим традиционным фестивалем «Ночные серенады» в Батуми. А потом мною был создан единственный в мире ансамбль «Виртуозы facebook».
– Музыкант Исакадзе и дирижёр Исакадзе друг другу не мешают?
– Нет, конечно. Любой дирижёр – это, прежде всего, музыкант. Отмахивать такты любой может, а вот органично управлять оркестром может только настоящий музыкант. Но для того, чтобы стать дирижёром, он должен быть очень сильной личностью, понимать задачу каждого музыканта и обладать некой гипнотической силой, харизмой. Надо так расположить к себе музыкантов, чтобы они могли читать твои мысли. Это огромная духовная затрата.
– Женщина¬дирижёр – явление редкое. Я могу вспомнить только Веронику Дударову и вас. Получается, что это не женское дело?
– Наверно. Я сама не люблю, когда женщины дирижируют, и не хотела становиться дирижёром. Когда в 1981 году возглавила Камерный оркестр Грузии, то сразу же заявила, что буду только художественным руководителем, а дирижированием заниматься не собираюсь. Но во время первого нашего выступления музыканты запротестовали и отказывались выходить на сцену без меня. Они, можно сказать, вынудили меня встать за дирижёрский пульт, но в итоге выступление было триумфальным. Так мне и пришлось стать дирижёром.
– Вы родились в Грузии, жили в России, Германии, теперь – во Франции. Где же ощущаете свой дом?
– В каждой из этих четырёх стран я чувствую себя как дома. Но главное, чтобы со мной была моя скрипка. Конечно же, первой моей родиной является Тбилиси. Тем не менее, я значительную часть жизни прожила в Москве, потом – в Мюнхене, теперь – в Париже и Грасе (рядом с Каннами).
– Ваш отъезд из СССР в 1990 году был связан с политической обстановкой в стране?
– Конечно. Тогда сильное распространение получил национализм. Помню, как в одной грузинской газете меня обвинили в том, что я провожу репетиции с музыкантами на русском языке. И я вдруг чётко осознала, что на моей родине происходит что­то страшное. Поэтому было принято решение перевезти возглавляемый мною оркестр в Германию, и мы обосновались в городе Ингольштадте.
– Выезд на постоянное место жительства в другую страну – достаточно сложная процедура даже для одного человека. А вам удалось вывезти целый коллектив, да ещё и с семьями. Это же ещё и большие финансовые затраты.
– Нам помогли правительство Баварии и автомобилестроительная компания, выпускающая автомобили Audi. Приняли нас очень хорошо. Отреставрировали старый университет и сделали шикарный репетиционный зал для оркестра. Там же начала работу созданная мною академия Давида Ойстраха. С оркестром мы ездили по всему свету. Всё это время мне пришлось быть работодателем, выплачивая музыкантам ежемесячно зарплату. Но, кроме того, нужно было заниматься всеми организационными вопросами, тем более, что я единственная из всех прибывших говорила на немецком языке. При этом сама успевала концертировать. Но через 5 лет я предложила музыкантам либо возвращаться на родину, либо обустраиваться в Германии самостоятельно. Коллектив был реорганизован, и туда пришёл новый художественный руководитель. А в 1999 году в Грузии был возрождён Камерный оркестр, с которым я потом работала в рамках Международного музыкального фестиваля в Боржоми. Также с этим коллективом на смене тысячелетий я совершила паломническую поездку в Иерусалим.
– Правда, что когда вы только стали руководителем вышеупомянутого оркестра, вам всячески содействовал тогдашний Первый секретарь ЦК Компартии Грузии Эдуард Шеварднадзе?
– Да, он очень хорошо ко мне относился и помогал, чем мог. Но Эдуард Амвросиевич был ограничен в возможностях. С одной стороны, мы участвовали в различных фестивалях, многие музыканты получили звания, но своего рабочего места у всемирно известного оркестра так и не было.
– В годы перестройки вы стали народным депутатом СССР. Как оцениваете этот не очень продолжительный период своей жизни?
– Меня тогда сильно задевало всё, что происходило вокруг. Я очень активно участвовала в депутатской деятельности. Однажды даже съездила в США по приглашению американского Сената в составе советской парламентской делегации, в которой были Примаков, Собчак и другие видные деятели того времени. Но в итоге я решила, что музыкант не предназначен для политической деятельности. То, что мы видели по телевизору, при всей открытости того времени, это поверхностный слой, а есть ещё много внутренних противоречий. В конце концов, я сделала вывод, что политика схожа с шахматной игрой. Только шахматы – это всё¬таки благородный вид спорта, а в политике нужно вести себя по¬другому, так как нужно думать, прежде всего, о народе, который делегировал тебя во власть.
– А вы играете в шахматы?
– Да.
– Но, насколько знаю, вы предпочитаете не шахматы, а конный спорт.
– О, да! Я в молодости была лихой наездницей. С детства тайком от родителей часто забиралась на коня и, надо сказать, уверенно держалась в седле. Вот такая готовность к риску с некой долей авантюризма очень необходима для музыканта.
– Как вы сегодня ощущаете звание «народный артист СССР», когда этой страны уже не существует?
– Это была моя высшая и, считаю, заслуженная награда, поэтому я не собираюсь отказываться от этого звания, хотя в своё время и уехала из Советского Союза.



Константин ГЛУШЕНКОВ
 
По теме
Активисты ОНФ в Ленинградской области добились благоустройства территории у школы в Выборге - ОНФ в Ленинградской области После обращения Общероссийского народного фронта в Ленинградской области нарушенное благоустройство вблизи средней образовательной школы №6 в Калининском микрорайоне города Выборг было восстановлено.
16.11.2018
 
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко сообщил о намерении открыть для туристов региона многочисленные маяки у побережья Ладожского озера и Финского залива Балтийского моря.
16.11.2018
До 23 ноября жители региона могут рассказать о случаях распространения, хранения и потребления наркотиков,
16.11.2018
Демографическая ситуация в Кировском районе находится на прежнем уровне. Об этом сообщает районный отдел ЗАГС.
16.11.2018
 
Александр Дрозденко намерен открыть для туристов региона многочисленные маяки у побережья Ладожского озера и Финского залива Балтийского моря - Vsevologsk.Com Стражи морей – новые туристские маршруты Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко сообщил о намерении открыть для туристов региона многочисленные маяки у побережья Ладожского озера и Финского залива Балтий
16.11.2018 Vsevologsk.Com
Сообщи, где торгуют смертью - Администрация МО Выборгский район В Ленинградской области проводится второй этап общероссийской профилактической акции «Сообщи, где торгуют смертью».
16.11.2018 Администрация МО Выборгский район
Демографическая ситуация в Кировском районе находится на прежнем уровне. Об этом сообщает районный отдел ЗАГС.
16.11.2018 Газета Ладога
На заседании Законодательного собрания Ленинградской области 12 ноября депутаты утведили выплату за первого ребенка, позаботились о сельских специалистах и приняли закон о депутатских расследованиях.
14.11.2018 Газета Вести
Пьяный грузчик в Гатчине угрожал ножом продавщице магазина. Теперь он стал фигурантом уголовного дела.
16.11.2018 Гатчинская правда
ТАНЕЦ «ЭДЕЛЬВЕЙСА» - ПОЭЗИЯ ДУШИ - МО Светогорское городское поселение ТАНЕЦ «ЭДЕЛЬВЕЙСА» - ПОЭЗИЯ ДУШИ 13 ноября Лесколово Всеволожского района состоялся IV областной открытый хореографический фестиваль-конкурс «Танец – поэзия души».
17.11.2018 МО Светогорское городское поселение
  Гатчинский театр костюма «Катюша» совершил модное путешествие по России - от Архангельска до Ярославля, от А до Я. Оба исторических города связаны с именем Петра I и великими реками.
16.11.2018 Гатчинская правда
В ФОК «Арена» десятого ноября состоялся традиционный турнир по настольному теннису, в котором приняли участие представители предприятий и организаций Гатчины и Гатчинского района.
16.11.2018 Гатчинская правда
В пятницу, девятого ноября, в администрации Гатчинского района в торжественной обстановке состоялось награждение призеров и победителей фестивалей Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»,
15.11.2018 Гатчинская правда
Эта новость касается не только всех любителей бега, но и автомобилистов, которым придется немного потесниться и выбрать для себя наиболее подходящий маршрут объезда в связи с временным перекрытием движения.
15.11.2018 Гатчинская правда
ФГУП « Росморпорт » объявило конкурс по выбору организации на право заключения договора на оказание эпизодических услуг буксирами ледового класса по ледокольной проводке судов в акватории морского порта Усть-Луга в перио
18.11.2018 PortNews
Фото: pixabay.com Министерство иностранных дел Эстонии дважды и  без объяснения причин отказало российскому научно-исследовательскому судну в заходе в эстонские территориальные воды.
17.11.2018 47 новостей