МАРИУС ПЕТИПА И ЕГО ВЕНЕРА

Фото: www.vesty.spb.ru

У представителей великосветского Петербурга считалось правилом хорошего тона покровительствовать балету, а еще лучше – хорошеньким балеринам. Самым же большим шиком в мире столичной аристократии считалось жить с балериной. Вообще, балет был совершенно особым миром, который можно сравнить, наверное, с миром современной шоу-индустрии. Внешне могло показаться, что на «олимп» восходят небожители, а изнутри весь этот мир был пронизан драмами, страстями и трагедиями.

ЗАПРЕТ НА ПОЦЕЛУИ

В центре нашего сегодняшнего повествования – перипетии личной жизни прославленного балетмейстера и педагога Мариуса Петипа, двухсотлетие со дня рождения которого торжественно отмечали в марте нынешнего года.

В Россию он приехал в 1847 году, когда ему было двадцать девять лет, а спустя семь лет, по его собственным словам, он «сочетался браком с девицей Марией Суровщиковой, грациознейшей особой, которую сравнить можно было с самой Венерой». Впрочем, для знаменитого танцовщика Петипа она была, конечно же, не первым объектом любовной страсти. В прошлом остались его многочисленные эпизоды юношеского «геройства», проявленные во время гастролей.

«Испания – страна любви и поклонения женщине, а между тем есть там обычаи, резко противоречащие свободному, откровенному проявлению страсти, каким отличаются, например, все национальные танцы испанцев, – вспоминал впоследствии Мариус Петипа. – На сцене артистам строго воспрещено целовать женщин, хотя бы это требовалось походу действия.

В одном из тирольских характерных па, которое я исполнял с г-жой Ги Стефан, танцор просит у своей партнерши поцелуя, но встречает отказ. Он второй раз еще настойчивее умоляет о том же – опять отказ. Третья попытка влюбленного смягчает даму, она выражает согласие, и я, войдя в роль и воспользовавшись полученным разрешением, так реально воспроизвел «предлагаемое действие», что даже поклонники школы г. Станиславского могли быть вполне удовлетворены».

Как только Петипа удалился за кулисы, туда сразу же заявился начальник мадридской полиции, который спешно покинул свою ложу, дабы заявить актеру о строжайшем и серьезнейшем запрещении целовать на сцене даму. Пока Петипа «смиренно выслушивал реприманд его превосходительства», в зрительном зале публика неистовствовала. Крики «бис!», «бис!» звучали все громче. Петипа спросил у своего директора, можно ли повторить сцену поцелуя. «Валяйте», – отвечал тот.

«Мы становимся в позу, чтобы повторить свое па, зал вот-вот рухнет от рукоплесканий; затем воцаряется полная тишина – в ожидании поцелуя, – вспоминал Петипа. – Первая и вторая просьбы отринуты. После третьей – пауза. Затем она отвечает: «да», и уж на этот раз я целую ее два раза подряд. Публика разражается несмолкаемыми аплодисментами – явно в пику сидящему в ложе полицейскому комиссару. Тот снова спешит на сцену и очень сердито говорит мне: «Господин Петипа, извольте переодеться, я буду ждать вас, вы арестованы»«. На счастье танцовщика, директор взял его под защиту, и конфликт был улажен.

Эффект был колоссальным: стоило теперь только появиться на афише имени Петипа, как залу был обеспечен аншлаг…

НОЧНЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ

«Второй случай «геройства» был уже на романической подкладке, и храбрость свою пришлось тут проявлять не в смелых поцелуях, а перед дулом пистолета противника, искренне желавшего если не убить меня, то во всяком случае серьезно искалечить», – вспоминал Петипа.

Вот как обстояло дело: одна «знатная испанка» не первой уже молодости, но все еще выдающейся красоты имела «абонированную» ложу в театре, куда она приезжала с не менее красивой и совсем юной дочерью. 

«Не знаю, успех ли мой у публики или красноречивые па и антраша мои подействовали на романическое воображение юной особы, но между нами завязался роман по всем правилам испанских любовных интриг. После спектакля отправлялся я к балкону своей дульцинеи и, если на нем не было белого платка, что означало «опасность», я с ловкостью испанского идальго взбирался на балкон, а оттуда попадал в объятия очаровательной Джульетты.

Но не всегда спала мирным сном и «знатная испанка»; и у нее тоже был свой Ромео, оказавшийся соотечественником моим, первым секретарем французского посольства… Узнав о моих ночных посещениях и подозревая во мне соперника, подкараулил он меня одной темной ночью и в сопровождении слуги, освещавшего ему путь факелом, накинулся на меня раньше чем я успел попасть на балкон».

Француз тут же назначил время и место поединка. Петипа тоже пришлось срочно искать себе секунданта, в роли которого согласился выступить поселившийся недавно в Мадриде ремесленник из Бордо. 

Перед поединком секундант француза заявил: «Прежде чем начать дуэль, я уполномочен моим клиентом предложить вам десять тысяч франков, если вы согласитесь немедленно покинуть Мадрид». «Передайте своему клиенту, что я приму эти деньги лишь при условии, что за каждый франк дам ему по пощечине», – ответил Петипа. «Так на места, – вскричал в бешенстве маркиз, – я проучу вас как следует».

Первый выстрел принадлежал французу, оружие дало осечку, он выстрелил снова, и на счастье Петипа, промахнулся. Затем пришел черед танцовщика: он выстрелил метко, пуля разбила французу нижнюю челюсть.

«Последовало объяснение; я уверил его, что не знаю даже «знатной испанки» и посещаю другую особу, назвать которую не имею, конечно, права, – вспоминал Петипа. – История дуэли облетела весь город, и задолго до представления в кассе не было уже ни одного билета; все желали видеть «героя», и овации, каких я удостоился, трудно описать. Много дней еще появление моего имени на афише обеспечивало театру полный сбор, но, к сожалению, мне пришлось вскоре из-за этой истории покинуть город по проискам посольства».

И все-таки Петипа пришлось покинуть Испанию и уехать во Францию. Там он и получил письмо из Петербурга от старого балетмейстера Титюса, в котором тот предлагал «ангажемент» в столице Российской империи «с жалованьем десять тысяч франков и полбенефиса в год». Танцовщик тотчас же согласился…

СЕМЕЙНЫЕ БУРИ

Мария Суровщикова-Петипа полтора десятка лет была женой балетмейстера. Аристократической родословной Мария похвастать не могла: она была всего-то внебрачной дочерью шляпницы, но была очень талантливой. Известный французский критик Фьерентино писал о ней: «Ее маленькие ножки совершают много ошибок, а ее проворные гибкие руки изгибаются грациозно, вопреки правилам грамматики».

Петипа непременно подчеркивал, что именно он сыграл исключительную роль в успехах супруги: «Я сделал все что мог, чтобы Мария заняла выдающееся положение на балетной сцене».

«Он был прав… отчасти, – отмечает исследовательница Ольга Ковалик в своей книге «Жизнь балерин русского императорского театра». – Уникальность Суровщиковой заключалась в том, что она оказалась от природы одарена свойствами, ставившими ее искусство выше ремесла. Толпа обожателей балерины не давала ей прохода, за что прелестнице нередко доставалось от ревнивого супруга, который, танцуя адажио со своей «душкой», весь содрогался от страсти и шептал: «Я люблю тебя, люблю тебя!»«.

Однако, увы, семейное счастье балетной четы дало трещину. Петипа вспоминал: «В домашней жизни недолго могли мы ужиться с ней в мире и согласии. Несходство характеров, а может быть, и ложное самолюбие обоих скоро сделали совместную жизнь невозможной».

Петипа начал закатывать жене семейные сцены, и, как поговаривали, не без основания. Не раз ей приходилось перебираться к матери, чтобы переждать очередную семейную бурю. В феврале 1867 года Суровщикова даже обратилась в суд, жалуясь на «жестокое обращение с нею мужа». Потом супруги пошли на мировую, в результате чего балерина навсегда покинула мужа. Детей Жана и Марию они «поделили» между собой: сын остался с матерью, дочь – с отцом.

Между тем вскоре Мариус Петипа нашел новое семейное счастье: его избранницей стала балерина столичной императорской труппы Любовь Савицкая, дочь известного драматического артиста Леонида Леонидова. В то же время формально он оставался женатым на Суровщиковой: церковный брак они не расторгали, поскольку это было сопряжено в ту пору с огромными трудностями.

Любовь Савицкая родила Мариусу Петипа шестерых детей. Впрочем, в литературе можно найти сведения, что у балетмейстера были еще и внебрачные отпрыски – сын от актрисы Терезы Бурден, ставший драматическим актером, и дочь от работницы театра.

ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ

«Вторым браком отец был женат на моей матери Любови Леонидовне Савицкой, дочери известного трагика Леонида Львовича Леонидова, служившего в Малом театре и переведенного в Петербург после смерти Каратыгина, – вспоминала младшая дочь Мариуса Петипа Вера Петипа. – Отец был значительно старше ее: ему было пятьдесят пять лет, а ей – девятнадцать.

Характеры у них были совершенно различные. Отец – очень подвижный, углубленный в свою работу, пунктуальный, весь в своем искусстве, которое он боготворил, без которого тосковал во время отдыха. Мама – очень живая, непосредственная, пунктуальности никакой, вся в настроениях, вне времени, очень рассеянная и с большим юмором. Их разговор часто вызывал у нас, детей, дружный смех – так они были противоположны, но это не помешало им прожить вместе много лет и любить друг друга. Мать вносила в нашу нервную и напряженную театральную атмосферу струю освежающей непосредственности и увлекательного юмора…

Отец зорко наблюдал за нашими духовными наклонностями, подмечая те или иные индивидуальные свойства, поощрял положительные и противостоял отрицательным. Воспитание мы получали вполне демократическое и, несмотря на очень хорошие материальные условия, были приучены с самых ранних лет к самообслуживанию и дисциплине. В дочерях отец мой с радостью отмечал женственность, пластичность, грацию и смелость. Предоставляя матери полную свободу в домашнем обиходе и обучении детей, он ревниво оберегал нравственную чистоту, особенно дочерей…

Семья наша была на редкость бурная. Спор возникал из-за малейшего пустяка. Думаю, что это происходило от смешения в нас разных национальностей: отец – француз, марселец, а мать по отцу полька, по матери гречанка».

По словам Веры Петипа, отец воспитывал в детях деликатнейшее отношение к матери и вообще к старшим, нежность и заботливость к младшим сестрам и братьям. Он хотел, чтобы братья были мужественными, стойкими и уступчивыми к сестрам.

Отец воспитывал простоту отношений, не любил подчеркивать своих знаний и заслуг, чтобы не возвышаться над другими людьми: он просто – Петипа или даже «Иванов» (там, где его не знали совсем, например, при случайных знакомствах). Требовал простоты и в костюме, сердился на сыновей, если замечал чрезмерную парадность. В сыновьях он развивал честность, мужество, храбрость, учил их плаванию для оказания помощи утопающим (за это сам имел награды), обучал стрельбе в цель, верховой езде и другим видам спорта, развивающим ловкость и силу.

Много беспокойства причинила Мариусу Петипа красота его старшей дочери Марии. Она оказывалась в центре многих событий веселившегося Петербурга.

«Она обучалась танцам у отца и дебютировала в балете «Голубая георгина», – вспоминала Вера Петипа. – Моя мать рассказывала, что как только Мария появилась на сцене, ее красота вызвала общий взрыв восхищения в зрительном зале. Танцы Марии, впрочем, вызывали критические замечания со стороны строгих хранителей законов балетной классики. Она вносила в хореографический рисунок индивидуальные движения, которые не укладывались в установленный комплекс».

Большим ударом для Мариса Петипа стала смерть его дочери Евгении. 

«Она умерла от саркомы, ножка была ампутирована. Отец присутствовал при операции. Пережитые им страдания вызвали у него нервное заболевание. 

После потери дочери, которую он очень любил и на которую возлагал большие надежды, он прекратил занятия со своими детьми, уничтожил домашнюю сцену, как скорбное напоминание, и отдал третью дочь Любовь в Театральное училище. Но и она не оправдала его надежд; жизнь ее сложилась очень неудачно… Талантливая и трудоспособная, она блестяще закончила школу и в первый год выступила в главной роли в одноактном балете «Пробуждение Флоры». Прослужив только один год, она опрометчиво вышла замуж и ушла со сцены…

Все эти переживания резко изменили взгляды отца на воспитание: излишние требования и строгости смягчились и ко мне уже не применялись. Вместе с тем пережитые невзгоды наглядно показали, что жизнь имеет свои непреложные законы, обойти которые не всегда удается»…

Сергей ЕВГЕНЬЕВ

Специально для «Вестей»

На фото – Мариус Петипа. Фото середины XIX века

 
По теме
Автобиблиотека в Вырице: от балета – до туризма - Гатчинская правда   Летом жизнь сельской библиотеки обретает новые краски. Ну, не каждому же хочется весь день полоть грядки, а тут еще городские дачники того и глядишь посетят очаг культуры.
02.07.2018
 
В Тихвине отметили лучших добровольцев - Тихвинский район 8 декабря в конференц-зале социокультурного центра «Тэффи» состоялась церемония награждения лучших волонтеров по итогам Года добровольца «Открытое сердце».
10.12.2018
Совет директоров АПК Выборгского района обсудил итоги работы в 2018 году - Администрация МО Выборгский район В минувшую пятницу на базе тепличного предприятия «Агроальянс Север» (Рощинское городское поселение) состоялся совет директоров агропромышленного комплекса Выборгского района,
10.12.2018
 
В Бокситогорском районе прошли "ПИКАЛЁВСКИЕ АССАМБЛЕИ" - Бокситогорский район 8 - 9 декабря во Дворцах культуры г. Бокситогорска и г. Пикалёво прошел VII музыкальный фестиваль Ленинградской области "ПИКАЛЁВСКИЕ АССАМБЛЕИ" с участием звёзд международного уровня Мариинского театра,
10.12.2018
25 лет Конституции - Тосненский район 12 декабря в 16.00 в выставочном зале МАУ "ТРКСЦ" состоится праздничное мероприятие, посвященное 25-летию со дня принятия Конституции Российской Федерации.
10.12.2018
 
Тихвинцы отметили День освобождения города - Тихвинский район 9 декабря в Тихвине прошли торжественно-траурные мероприятия, посвященные 77-й годовщине со дня освобождения нашего города от немецко-фашистских захватчиков.
10.12.2018
7 декабря во Дворце культуры г. Кировска прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню работников сельскохозяйственной и перерабатывающей промышленности,
10.12.2018
Миллион алых роз и другие достижения выборгских сельхозпроизводителей - Газета Выборг № 40 Миллион алых роз и другие достижения выборгских сельхозпроизводителей Миллион алых роз и другие достижения выборгских сельхозпроизводителей Представители агропромышленного комплекса Выборгского района подвели
10.12.2018 Газета Выборг
Нажмите для просмотра в полном размере... - Администрация г. Пикалёво VII музыкальный фестиваль Ленинградской области «Пикалевские ассамблеи» 8 декабря в городе Пикалёво состоялось торжественное открытие VII музыкального фестиваля Ленинградской области «Пикалевские ассамблеи»,
09.12.2018 Администрация г. Пикалёво
Тихвинцы отметили День освобождения города - Тихвинский район 9 декабря в Тихвине прошли торжественно-траурные мероприятия, посвященные 77-й годовщине со дня освобождения нашего города от немецко-фашистских захватчиков.
10.12.2018 Тихвинский район
История Сланцевского района начиналась с добычи горючего сланца. Теперь же она продолжается современными производствами, развитием сельского хозяйства, благоустройством территорий.
05.12.2018 Газета Вести
Приозерский район — «жемчужина» Ленинградской области. Туризм здесь развивается семимильными шагами — каждый год появляются новые фестивали, создается соответствующая инфраструктура.
05.12.2018 Газета Вести
Фото: паблик ДТП И ЧП, СПб, vk.com Тушить пожар на Мурманской трасе рядом с постом ГИБДД выехали расчёты спасателей из Ленобласти и Петербурга.
10.12.2018 47 новостей
Грабеж средь бела дня в Гатчине - Гатчинская правда Заявление о нападении на микрофинансовую организацию в Гатчине поступило в полицию Ленинградской области.
10.12.2018 Гатчинская правда
Год назад отдых в ночном клубе в центре Гатчины закончился для молодых людей трагедией: один получил перелом основания черепа и впоследствии скончался, другой отправился в колонию-поселение за убийство по неосторожности.
07.12.2018 Гатчинская правда
Фото: Golos.io Математики-эпидемиологи проанализировали все интриги и перипетии "Игры престолов" и пришли к выводу, что в ней должны победить женщины и представители всех полов, не отличающиеся высокой лояльностью.
10.12.2018 47 новостей
Новая постановка в Святой крепости - Газета Выборг № 40 Новая постановка в Святой крепости Новая постановка в Святой крепости Спектакль «Идиот» по роману Федора Достоевского 12 лет назад уже был в репертуаре театра «Святая крепость»,
10.12.2018 Газета Выборг
Новая выставка в галерее «Знакъ» - Газета Выборг № 40 Новая выставка в галерее «Знакъ» Новая выставка в галерее «Знакъ» В галерее «Знакъ» на улице Спортивной, 10 (филиал № 1 библиотеки Алвара Аалто) на декабрь поселилась снежная сказка - полотна нескольких художников,
10.12.2018 Газета Выборг
«Душа народа раскрывается в песне». Николай Рерих Эти слова достойно применить к деятельности Народного самодеятельного коллектива «Хору русской песни «Любава».
07.12.2018 Газета Ладога
Теннисист из города Подпорожья Ленинградской области Максим Гребнев в паре с теннисистом из Москвы Львом Кацманом выиграл «серебро» на чемпионате мира по теннису среди юниоров в Австралии,
09.12.2018 Тосненские Ведомости
Миллион алых роз и другие достижения выборгских сельхозпроизводителей - Газета Выборг № 40 Миллион алых роз и другие достижения выборгских сельхозпроизводителей Миллион алых роз и другие достижения выборгских сельхозпроизводителей Представители агропромышленного комплекса Выборгского района подвели
10.12.2018 Газета Выборг
Пожары в жилом секторе очень опасны, особенно в многоквартирных домах. Токсичные продукты горения, обрушение частей конструкции, высокая степень задымления и другие опасные факторы могут стать причиной гибели людей.
10.12.2018 ГУ МЧС ЛО
Гатчинские электрические сети ГтРЭС уведомляют, что в связи с проведением запланированных работ на электросетевых объектах, будет отключено электроснабжение: 11 декабря с 09:00 до 17:00 Сяськелевское СП: д. Вытти,
10.12.2018 Гатчинская правда
Завтра будет отключена электроэнергия в ряде населенных пунктов Гатчинского района.
10.12.2018 Гатчинская правда