ОДИН ИЗ САМЫХ ДАРОВИТЫХ КУИНДЖИСТОВ 145 ЛЕТ ОТ РОЖДЕНИЯ ЖИВОПИСЦА РЫЛОВА

Идет-гудет зеленый шум,Зеленый шум, весенний шум.
Н.А. Некрасов

В то далекое время, да и по сию пору, «куинджистами» звали и зовут сторонников творчества гениального художника Архипа Ивановича Куинджи. Автор «Лунной ночи на Днепре», он стал известен не только своими поразительными работами, получившими признательность во всем цивилизованном мире, но и как замечательный педагог-наставник. Не только он сам, но и его ученики достигли признания в мире искусства. Со временем из их работ были сформированы выставки на тему «Куинджи и его ученики», вызывавшие повышенный интерес публики и специалистов. И это станет понятным, если сказать, что среди куинджистов были Борисов, Богаевский, Пурвит, Рерих, Рылов…
Вполне допускаю, что кто-то назовет здесь другую творческую пятерку, но согласимся с поэтом: «О вкусах не спорят – есть тысяча мнений». Вот только имя Аркадия Рылова, нашего нынешнего юбиляра, позволю себе оставить при любом раскладе, и вот почему.
Никто иной, как «сам» Нестеров, автор «Великого пострига» и мемуарной книги «Давние дни», свидетельствует: «О Рылове говорили, как об одном из самых даровитых учеников А.И. Куинджи».
Нестеров у нас, в этих заметках, еще выскажет собственное мнение о Рылове-художнике, а пока начнем с «визитной карточки» живописца-вятича, с его картины «Зеленый шум». Ее авторские варианты находятся теперь в Русском музее, Третьяковской галерее и в художественном музее Киева. Первое по времени полотно под этим названием помечено 1904 годом.
Представьте себе высокий берег реки Вятки, на которой был когда-то построен одноименный город. Мы видим березы и пихты, спускающиеся резко вниз; видим деревья – одни полностью, другие – по пояс, третьи – только макушки. Но все они шумят под сильным ветром, ветвями и молодыми листьями, создавая мелодию, которую в свое время слушал на Волге поэт Некрасов.
Идет-гудет зеленый шум,
Зеленый шум,
весенний шум…
Что касается Рылова, то он, родившийся в селе Истобенском Вятской губернии, свое отрочество и юность проведет в городе Вятке и, конечно, на Вятке-реке, так как с малых лет полюбил природу во всех ее видах и проявлениях. Это-то и сделало его пейзажистом, а потом и автором «Зеленого шума».
Да, были годы учебы: сперва в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, потом, также в Петербурге, – в Академии художеств у Куинджи, но, в целом, по жизни Рылов был скиталец и путешественник с мольбертом и зонтом художника по лесам, по долам, по сельским дорогам и без них, «наощупь-наугад» по каменным берегам бурных северных рек, по осенним рощам и заросшим тропкам дремучего леса.
– Читайте мои романы, – говорил классик литературы, – все узнайте обо мне.
«Смотрите мои картины, – мог бы сказать Рылов, – узнаете все о моем творчестве: кто кого рисовал, где бывал, чем восхищался, над чем грустил».
Вот – «Догорающий костер». На берегу у остывшего костра сидит дед, а в лодке спал и проснулся его внучок-подросток, не поймет со сна, где он и зачем. А дед сидит, раздумывает, куда податься – за рыбой или на звериные тропы. Не прогулка у них, а промысел – лентяи так рано не встают.
А вот другая ранняя картина – «Вечер» (1902). Мордой к зрителю стоит лошадка-труженица. За ее спиной нагружают-уплотняют огромный воз с сеном. А уже темнеет, полоска зари видна. Словом, трудовой день завершается. Лошадка мирно стоит – привыкла. Она – на первом плане. Почему? От уважения, которое чувствует к ней художник. Как же без лошадки? Не поскупимся еще на одну картину, пример чувствительности художника к предмету изображения. Это старый добытчик в условиях дикой природы, тихая лодка-труженица и просто кусок природы с дикими гусями над синим простором и скалистыми берегами, лишенными даже признаков жилья. Этот последний сюжет содержится в картине Рылова «В голубом просторе».
Высоко, чуть ниже белых облаков, белые гуси плавно несут свою стать «к северу милому» в голубом просторе. Простор – вот ключевое слово не только в названии картины, но и в творчестве художника вообще. Вспомните шишкинскую картину «Среди долины ровныя…». Вспомните левитановское «Над вечным покоем»… А речной простор в картине Остроухова «Сиверко»!?
Пусть любопытная и смелая кисть Рылова пробует оживить «Лесного лешего» – не то пень, не то соловей-разбойник. Пусть художник, согласно времени, изображает «Ленина в шалаше» или «Домик с красной крышей», мы уже видим, что его гуси-лебеди знают, что такое простор, что его чайки, метнувшись вниз на прибрежный мокрый песок, свободны в своих взлетах и падениях…


Как тут не вспомнить встречу художника с самым свободным, самым смелым и самым решительным в своем поведении человеком. Поэт, журналист, меценат, бывший бурлак – это был Гиляровский, по прозвищу дядя Гиляй! Рылов вспоминает: «Я выставил в 1914 году «Лебедей над Камой». <…> Когда я пришел на выставку, то публики было уже полно… Едва прошел я за кулисы (т.н. комната администратора В.П. Бычкова), там на столе стоял самовар и разные закуски, и сидел какой-то старик с запорожскими усами, в поддевке и высоких сапогах. Я принял незнакомца за охотника-борзятника, которые встречаются на картинах Петра Соколова. Бычков представил меня старику, тот протянул руку и прочно потряс: «Так эти лебеди твои? Это ты «Зеленый шум» написал? Так это вот тебе стихи от меня на память!» И он дал бумажку. Он оказался известным писателем и поэтом В. Гиляровский. Вот что было на бумажке:
Камою желтою
белые лебеди
Тянутся к Северу,
в тундры холодные.
Мчатся красивые,
гордые, вольные,
Вечно могучие, в
ечно свободные.
С жаркого юга,
лучами спаленные,
К озеру, в тень,
под березы плакучие
Манят их радости
шума зеленого
Смелостью, бодростью,
силой могучею.
Несмотря на творческие успехи живописца Рылова и серьезное представительство его картин в музеях России (в одном Русском музее содержится более 200 работ художника), стоит задуматься над бедностью литературы о нем в виде альбомов и монографий. Даже упоминание о художнике в письмах и печатных трудах историков отечественного искусства (Бенуа, Грабарь) мы почти не встречаем. Можно допустить ситуацию, когда на всех художников не хватает внимания историков искусства: рисующих много, а «оне одне».
С другой стороны, не опередил ли всех критиков известный музыкант, автор книги «Русская живопись. Мысли и думы» Б.В. Асафьев. В этой книге, изданной в 1966 году тиражом 20 тысяч экземпляров, он посвятил Рылову печатную страничку своих размышлений. Возможно, с тех пор никто уже не решился «пойти вразрез» мнению уважаемого музыканта, столь авторитетно толкующего русскую живопись. Придется его процитировать. Вот что он пишет о Рылове:
«Раз в жизни ему удалось очень точно и темпераментно воплотить тему бурного ветра над рекой в летний день и воплотить ее не уступающей остроуховскому «Сиверко» лирической объективностью: это известнейшая картина Рылова «Зеленый шум». <…> Но вот на посмертной, хорошо и обстоятельно выразившей творчество Рылова выставке его произведений в Русском музее оказалось, что ни целеустремлённого пути, ни силы утверждения у Рылова не было, что перед нами благодушный повествователь и даже хроникер русской природы <…>.
Природа Рылова живет своей обособленной жизнью, словно бы на большом расстоянии от всего человеческого…
Далее Асафьев, он же Игорь Глебов, отказывает художнику с его природой в волнениях человеческого сердца. «Что-то шишкинское, – пишет критик, – намеренно безмятежное почудилось во множестве перепевов себя самого у Рылова».
На критику, замечал Чехов, не принято отвечать. Так что дело не в нашем желании оспорить авторские утверждения, вряд ли справедливые в данном случае. Но что написано пером, утверждает пословица, не вырубить топором. После публикации «Мыслей и дум» минуло половина века, а где монография о Рылове, где альбомы, достойные издательства «Белый город»? Тишина.
Справедливости ради надо сказать, что в большом предисловии искусствоведа М. Эткинда, представившего «труды и дни» Асафьева, есть оговорка-вопрос: «Достаточно ли оснований столь решительно изничтожать живописное творчество И.И. Шишкина и И.К. Айвазовского, как это делает Асафьев?» И утверждения, что есть у него «точки зрения и оценки, с которыми согласиться трудно».
Но это – в предисловии, поданном мелким шрифтом, который читатель, как правило, обходит своим вниманием. А вот мнение формируется как раз основным, авторским текстом. Видимо, так и случилось.
К счастью, у читателя есть возможность познакомиться и с другой оценкой творчества Аркадия Рылова – с воспоминаниями упомянутого в начале нашей статьи Михаила Васильевича Нестерова. В своих «Давних днях» он пишет:
«Прелесть картин Рылова крылась в их внутренней и внешней красоте, в их «музыкальности», ласкающих или стихийных, бурных переживаний природы. Его таинственные леса <…> дышат, живут особой, чарующей жизнью. Его моря, реки, озера, небо ясное, сулящее завтра «ведро», или небо, с несущимися куда-то облаками, беду сулит – все, все у Рылова в действии, все динамично, радость жизни сменяет ее драму. Темный бор полон тревоги, бурные берега Камы, быть может, кому-то несут гибель. Осенний перелет птиц переживается, как личная утрата ясных дней. Все у Рылова полно знамения, и он нигде ни в какой мере не равнодушен к смыслу и совершающимся таинствам природы и ее обитателей. Он поет, славит и величает Родину-мать. Это высказывание Нестерова о творчестве Рылова было опубликовано задолго до выхода книги Б. Асафьева, но такое впечатление, что это отклик на печатное мнение последнего. Словом, тут никакой полемики, просто два мнения, и вам, читатель, решать, на чьей вы стороне. А для полноты впечатления от Рылова-художника назовем еще пару-тройку его картин, хранящихся в музеях нашей страны.
В Днепропетровске, в областном музее, вы можете встретить еще одну «ветреную» картину нашего юбиляра под названием «Буйный ветер».
Ехала телега, запряженная одной лошадкой. Видать, из райцентра. Сбоку скакал от молодости жеребенок; в телеге, сбросив на сторону босые ноги, сидела-правила девушка, почти девочка. И вдруг – ветер, порыв, другой, третий. Даже лошадь остановилась. Девушка спрыгнула, руки к лицу прижала: «Ох, матушка моя!» Даже жеребенок голову вниз, ноги врастопырку. Ну и ветер! Сверху крупные белые облака, вокруг согнувшиеся под ветром березки. Ничего-ничего, все переждут, ветер стихнет, и тихая летняя погода снова обернется праздником.
А вот вам «Глубокая река» (1902), оказавшаяся в экспозиции Тульского художественного музея. И опять – крутой берег, только без ветра, и у нас поздние сумерки. От зашедшего солнца – розовые блики на явно глубокой воде. Виден след от лодки, промелькнувшей, как приведение, и нет ее. А на дальнем берегу выпрыгнул-задымил костерок любителя ночной рыбалки.
Этот простенький пейзаж Рылов, как бывало в Петербурге, показал Архипу Ивановичу, своему наставнику, – годится ли для выставки? Тому понравилась картина «безоговорочно». Вот и совет академии художеств заметил «Глубокую реку» на «Весенней выставке» и даже купил ее для своего академического музея. А вот полотно «С берегов реки Вятки» было отмечено на выставке в Мюнхене: жюри выставки наградило ее золотой медалью и дипломом. Какая уж тут «бессердечность творчества»?!

Владимир ТРИФОНОВ

 
По теме
Ленинградская и Вологодская области будут вместе охранять лес от огня - Администрация ЛенОбласти В Москве на выставке «Россия» подписано соглашение о сотрудничестве между комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и департаментом лесного комплекса Вологодской области.
Администрация ЛенОбласти
О подходе к проведению контрольно-надзорных мероприятий на ООПТ - Комитет экологического надзора Об успешных практиках говорили на форуме «Экология большого города» С 1 января 2024 года на территории Ленинградской области надзор на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) осуществляется Дирекцией ООПТ Ленинг
Комитет экологического надзора
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
В 47 регионе готовятся к весенне-летнему пожароопасному сезону - Ломоносовский район Ежегодный учебно-методический сбор провели в Ломоносовском районе. В мероприятии приняли участие старосты сельских населённых пунктов, главы администраций городских и сельских поселений,
Ломоносовский район
Здоровье ленинградцев в приоритете: как в Ленобласти развивается первичное звено здравоохранения - Online47.Ru Ежегодно в 47-м регионе открываются новые ФАПы и поликлиники, усовершенствуется техника и медоборудования Первичное звено по праву считается ключевым для всей системы здравоохранения России.
Online47.Ru
Эксперты Мариинской больницы выступили с докладами на научно-практической конференции с международным участием - Мариинская больница Врачи Мариинской больницы приняли участие в работе II—ой городской научно-практической конференции (с международным участием) «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на с
Мариинская больница