«НА СТОЛ КОЛОДУ, ГОСПОДА, – КРАПЛЕНАЯ КОЛОДА!»

150 ЛЕТ ОТ РОЖДЕНИЯ ЖИВОПИСЦА БРОВАРА

Журналисты – это и повивальные бабки, и могильники своей эпохи.
Карл Гуцков,
немецкий писатель
и журналист
(1811-1878)

Оговоримся: ни наш юбиляр Яков Иванович Бровар, ни его современник Константин Яковлевич Крыжицкий, о котором тоже пойдет речь, картами не увлекались, меж собой не общались, но их творчество однажды так пересеклось, что вмешалась пресса, возбудилась общественность, начались поиски «виноватого». А закончилось не дуэлью, как бывало в то время за карточным столом, но громким скандалом и трагическим концом. Суть же такова…
В 1911 году уже известный петербургский пейзажист Крыжицкий представил на академическую выставку свою новую картину «Повеяло весной». Жюри выставки встретило ее аплодисментами и пожелало приобрести для академического музея. Но тут, благодаря газетчикам, выясняется, что точно такой сюжет, с раздвоенным деревом и зимним снегом, уже был изображен другим петербуржским художником, по фамилии Бровар. Только на его картине появились зубры, и называлось полотно «Беловежская пуща».
Ситуация выглядела щекотливой, даже скандальной, попахивало плагиатом. Журналист Ф. Ройлян поместил в своей газете изображения обеих картин – Крыжицкого и Бровара.
Этот скандальный момент раскрутила и газета «Новое время», падкая на такие вещи. Художник и сотрудник этого издания Н.И. Кравченко поспешил сообщить читателям: «Академия художеств отдала первенство произведениям К.Я. Крыжицкого и купила его «Повеяло весной», где много света, снега и мастерства». А далее Кравченко пишет о «толках», которые вызвала картина: «Дело в том, что точно такую же уже дважды писал и выставлял другой художник, Я. Бровар, но, конечно, выполнил ее слабее…»
Заметим, что известный наш художник Михаил Нестеров более чем нелестно отзывался всегда об упомянутом выше нововременце Кравченко. В письме своему петербургскому другу А.А. Турыгину Нестеров, полушутя, замечает: «Из тебя бы могла выйти презлая Кравченка».
Увы, Крыжицкому в тот момент было не до шуток. Не объяснять же всем и каждому, что фотографию, с которой он писал свою картину, он купил у профессионального фотографа, побывавшего в Беловежской Пуще, что фотографию мог купить каждый, кто пожелает. И как теперь объяснить публике, что свои картины ты не пишешь все подряд с фотографий… Ужасное положение!
Перед тем, как решиться на такой шаг, как добровольный уход из жизни, Крыжицкий, по свидетельству своего сына, всю ночь провел дома с томиком Толстого «Что такое искусство». Против слов, где Толстой пишет, что искусство сближает людей, он на полях записал: «И разъединяет».
Утром горничная Крыжицких нашла «барина» в петле. Рядом была записка: «Я написал по фотографии и ни у кого не похитил! Но этот суд, этот переспрос… Предстать перед Ройляном и подобными ему – более не могу!»
От этой ситуации перейдем к той, что сложилась за карточным столом в песне Владимира Высоцкого.

Валет наколот, так и есть!
Барон, Ваш долг погашен!
Вы проходимец, Ваша честь, –
И я к услугам Вашим!
А далее – размышление офицера, скорей всего графа (по родству и благородству), на тему о выборе оружия.
Кинжал… –
ах, если б Вы смогли!..
Я дрался им в походах!
Но Вы б, конечно, предпочли –
На шулерских колодах.

Как видим, этого шулера ожидала дуэль. А вот тех журналистов, кои смаковали, перелопачивали ситуацию «Крыжицкий – Бровар», не задумываясь о последствиях для попавших в газетную сеть; их-то что?.. Их только слегка потрясло от общественных волнений. Например, общество имени А.И. Куинджи (куда ранее входили и сам Крыжицкий, и тот же Бровар) опубликовало заявление, в котором открыто и прямо объявлено: «К.Я. Крыжицкого буквально затравили, загнали в мертвую петлю». Среди «подписантов» имена Бродского, Маковского, Колесникова, Берггольца,… Увы, имена «загонщиков» в том заявлении не прозвучали.


Пусть извинит нас читатель, утомленный столь долгой историей с «мертвой петлей», но только таким образом можно было «высветить» имя нашего юбиляра – Якова Ивановича Бровара (1864 – 1941). Тем более что сведения о его жизни не только скупы, но и разноречивы. В одном случае его год рождения назван – 1865-й (см. каталог выставки «Куинджи и его ученики» Лен. отд. изд. «Искусство», 1973), в другом (Словарь русских художников, 2008) – 1864-й. А главное – нет у нас ни альбомов, ни монографий, посвященных этому художнику; тогда как его работы, судя по старым, дореволюционным открыткам, привлекали активное внимание издателей, в том числе зарубежных.
Судя по одной-единственной работе художника в нашем Русском музее («Домик в Беловежской пуще, деревня Стачок». 1909 г.), можно сделать правомерный вывод, что Яков Бровар бывал-таки в Белоруссии и в той самой Беловежской пуще, откуда и привез свою картину, в которой мирно пасутся зубры.
Рассматривая старые открытки с картинами Бровара, легко читаешь и географию мест, где он бывал (Украина, Белоруссия, Россия), угадываешь его интерес к сельской местности, к диким животным (но не с точки зрения охотника), к заповедным уголкам, где водятся медведи, волки, кабаны, лоси, олени и даже дикие козочки. Кстати, одна такая дикая косуля изображена им в зимнем лесу, в старой просеке, забытой людьми. На фоне снегов, сковавших старые ели и сосны, козочка смотрится как эфемерная бабочка на ладони бородатого промысловика: вот-вот улетит куда-то в сказку…
Такой же, немного сказочной, выглядит у Бровара на картине обыкновенная лисичка под сенью зимних елей и елочек, закованных в пласты снега. Похоже, это все изображено в той же Беловежской пуще («Лес в зимнем уборе»). А вот – явно «биографический» сюжет. На осенней поляне у самого озера, возле желто-красных дубков стоят ладком две лошадки – черная и белая. А за ними – несколько украинских хаток («Дедушкин хутор»).
Одна из лирических картин Бровара – «Аисты в степи» – заставляет нас вспомнить похожий сюжет у известного всем художника с Украины – Светославского. Только там – весна, а тут – осень. И при этом «аисты» Светославского находятся в Третьяковской галерее, а картина Бровара – неизвестно где; скорей всего в Польше, поскольку именно там издана открытка с аистами.
Любопытно, что в картинах Бровара довольно часто встречается название – деревня Стачок. Скорее всего, именно там, в Белоруссии, проживал и много работал наш художник. Он любил изображать зимнюю ночь в этой самой деревне и в ее окрестностях, и не раз запечатлевал голодных и терпеливых волков, жаждущих и ждущих случайной добычи. А не дождавшись оной, вскидывали головы к звездам и жаловались им на свою горькую долю.
Теперь – о самом художнике. Достойный ученик Архипа Ивановича Куинджи, он ведь пришел к нему в мастерскую не учеником-новичком, а готовым художником, уже получившим диплом Академии художеств. Пришел именно потому, что любил и ценил этого Мастера и хотел еще многое взять у своего наставника. Там, у Куинджи, был не только кружок любителей его творчества, но это была уже «Академия Куинджи».
Откликаясь на Весеннюю выставку дипломных картин художников-куинджистов в 1897 году (Рерих, Рылов, Пурвит, Вороблевский, Бровар, Богоевский, Зарубин и другие), художественный критик Шеллер-Михайлов писал: «Поражает замечательно высокий уровень всей мастерской. Столько так хорошо написанных пейзажей не было до сих пор ни на одном из предшествовавших конкурсов; и что замечательно – почти все ученики показали себя с большим пониманием технической стороны живописи».
А через семьдесят пять лет после этой выставки наша петербургская Академия художеств проведет подобную же выставку под названием «Куинджи и его ученики». В каталоге этой выставки есть и персональная страница Якова Ивановича Бровара, с фотопортретом и списком выставленных пяти его работ, взятых из российских музеев и частных собраний. Две работы из этого списка представлены в репродукциях. Это, пожалуй, последний на тот момент факт признания нашего нынешнего юбиляра как отечественного художника, как достойного ученика своего великого учителя. Кстати, до этого были три персональные выставки Бровара в нашем городе – в 1908-м, 1912-м и в 1924 годах. Далее, как сказано в «Гамлете», – тишина…
Что касается соображений о нехватке внимания к личности Бровара, его творчеству, то здесь, мне думается, сработал чисто психологический фактор. Тот случай с неожиданным тандемом «Крыжицкий – Бровар» ничем не запятнал самого Бровара, но, полагаю, отбросил незаслуженную тень на его имя. В этой тени художник и пребывает по сие время. Творчество его нам еще предстоит открывать.

Владимир ТРИФОНОВ

 
По теме
«Детям-жертвам войны на Донбассе» посвящается… - Гатчинская правда В Гатчинском районе в д. Зайцево, на мемориале мирным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, состоялось открытие фотоэкспозиции «Трагедия Донбасса – Трагедия Ленинграда» и памятника детям-жертвам войны на Донбассе.
Гатчинская правда
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда