10 декабря (27 ноября) - празднование иконы Божией Матери "Знамение"

Свято-Юрьев мужской монастырь (Великий Новгород)

27 ноября (10 декабря по новому стилю)

Чествование иконы Божией Матери, именуемой «Знáмение».

Знамение Пресвятой Богородицы,

бывшее в Великом Новгороде в 1170 году

ЗНАМЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

И ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ «ЗНАК» НАШЕЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ

Термин «Знамение Пресвятой Богородицы» употребляется в церковном языке в двух значениях. Во-первых, как определенный тип византийской иконы Божией Матери и, во-вторых, как русский (новгородский по происхождению) праздник этой Иконы, отмечаемый 27 ноября по юлианскому календарю (= 10 декабря по григорианскому для XX—XXI столетий). Отсюда и двойное название праздника в современном православном календаре: «[Чествование] иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году».

Икона «Знамение»

Икона изображает Пресвятую Богородицу, молитвенно поднимающую Свои руки. На Её груди, на фоне круглого щита, — благословляющий Божественный Младенец. Богоматерь живописуется в полный рост (стоящей) или же по пояс. Такие изображения относятся к числу самых первых символических (ещё доиконописных) образов Пресвятой Богородицы. Наиболее раннее из них — изображение Богородицы из катакомбы Святой Агнии в Риме (IV век), где Богородица держит Младенца на коленях. Такой тип иконописных образов Богородицы обозначается латинским термином Оранта («Молящаяся») и олицетворяет  Заступницу мира.  В этом первом значении термин «знамение» явно соотносится с известным мессианским пророчеством [1] .

В дальнейшей византийской иконописной традиции такие образы обычно связаны с Рождеством Христовым, что логично вытекает из пророчества Исайи о рождении Чудесного Младенца. Но только в русском православии этот образ стал всеобъемлющим Знамением — знаком милости Богоматери как таковым, вне зависимости от исторических реалий.

Икона этого типа появилась на Руси в XI—XII вв., и скоро её стали считать заступницей от врагов. Здесь решающую роль сыграли драматичные события во время осады Великого Новгорода в 1170 году, повлекшие за собой особое чествование этой иконы. В связи с этим и появился второй смысловой уровень термина «знамение» — как «знак милости со стороны Божией Матери» (в первую очередь по отношению к новгородцам, а затем — ко всем православным людям).

Что произошло у стен Новгорода?

Согласно рассказам летописей, в 1170 году соединенные силы удельных князей, владимиро-суздальцев, возглавляемые сыном Андрея Боголюбского, осадили Великий Новгород. Дни и ночи молились новгородцы Господу, умоляя не оставить их в беде. На третью ночь архиепископу Илие был дивный голос, повелевающий взять из церкви Преображения образ Богоматери и вынести его на городскую стену. Во время перенесения иконы одна из стрел противника вонзилась в иконописный лик, и из глаз Богородицы потекли слёзы. После такого Божественного знамения на врагов напал ужас, и они стали побивать друг друга. Вступив в бой, ободрённые новгородцы победили. Осада была снята.

Если быть исторически точным, то следует отметить, что само чудесное избавление новгородцев от врагов произошло 25 февраля, в среду второй недели Великого поста. Церковная же дата праздника (27 ноября юлианского календаря) возникла, как предполагают историки, потому, что, во-первых, праздновать такое событие в дни Великого поста неудобно; а, во-вторых, потому, что в этот день, вероятно, праздновал свои именины (тезоименитство) тогдашний новгородский посадник Якун (в крещении Иаков). Действительно, 27 ноября Церковь чтит память великомученика Иакова Персянина (421 г.).

Праздник или день для размышлений?

Таким образом, сегодняшний праздник установлен в память одного из ярких эпизодов братоубийственной и кровавой междоусобицы в раздробленной Киевской Руси, когда один формально «православный» (но по менталитету грубый язычник!) русский князь шёл на другого, и каждый из них призывал себе в помощь Богоматерь! (Но если защищавшиеся от вероломного набега своих «православных» соседей ещё могут быть оправданы, то нападавшие подобными «молитвенными» призывами явно кощунствовали. Неужели Богородица, Сын Которой пролил Свою кровь для искупления всего человечества, будет помогать одним христианам проливать кровь других в междоусобной брани?! Это — объективный «знак» нашего религиозного сознания, во многом неизменного и до сих пор.) Такие постоянные распри ослабляли нашу страну и были на руку вскоре пришедшим монголо-татарам, поочередно разбивавшим войска неразумных князей-полуязычников, не желавших поступиться местническими амбициями и объединиться для спасения Руси даже перед лицом этой «апокалиптической» опасности.

Учредив этот праздник (праздник для новгородцев, но не для их противников!), во время которого мы вспоминаем, как не должны вести себя христиане, Русская Православная Церковь сделала его грозным предостережением всем последующим поколениям. К сожалению, урока того новгородского знамения нам оказалось недостаточно, и Богоматерь вынуждена была попустить для нашего вразумления в начале XVII-го, а особенно в XX столетии такие ужасные «знамения», каких ещё не знало человечество. Извлечём ли мы из них урок? — «Вот в чем вопрос»! История нас сурово учит, но способны ли мы учиться? А ведь новые «знамения» могут стать последними в буквальном смысле этого слова.

Ю. Рубан

Приложение

Что такое «знамение» вообще, помимо вышеуказанных смысловых значений этого термина? Прежде всего, на уровне исторической этимологии, — это некий важный «знак»; по-еврейски `oth, по-гречески сэмэйон (отсюда происходит слово «семиотика» — так называют науку о знаковых системах). По-латыни signum — это боевой значок армии или подразделения (в древности такие значки заменяли воинские знамена). В переносном значении — это некий символ, пророческий знак (»знамение»), чудо, явленное через какое-либо видимое действо, обычно превышающее уровень обыденного человеческого сознания. Мы говорим (и творим) «крестное знамение» — это видимый знак (знамя!) христианина. Сам Христос навсегда стал для людей «знамением пререкаемым (оспариваемым)» (сэмэйон антилегоменон), — как сказал Его родителям праведный Симеон Богоприимец (Лука 2:34). Поэтому Своему «недоброму поколению» (или «роду лукавому»), упрямо требовавшему знамения, Христос дал только одно знамение — «знамение Ионы пророка» (Матфей 12:38—40; Лк 11:29—30). Но для уверовавших главное знамение — или «знамение Сына Человеческого» — это Животоворящий Голгофский Крест, символ нашего спасения. Воскресший Христос дал Своим верным и множество других знамений (Марк 16:17). Смотрите отличный комментарий этого термина в книге: Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской лите-ратуры. М., 1977 (и переиздания) (глава «Знак, знамя, знамение»).

[1]   Книга пророка Исайи 7:14. Знаменательно, что слова пророка Исайи были произнесены (ок. 734 г. до н. э.) также во время междоусобной войны (!), — войны между двумя еврейскими государствами — Израильским (со столицей Самария) и Иудейским (столица Иерусалим), на которые распалась единая древнееврейская монархия после смерти царя Соломона (ок. 931 до н. э.). Их конкретный исторический смысл — скорый разгром израильтян (действовавших в союзе с сирийцами) и прекращение осады Иерусалима (Ис 7:16). См.: Мень А., прот. Исагогика. М., 2000. С. 337—338, 353—354; Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. — Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 221, 224—225.

 

 
По теме
Поездка по святым местам - Газета Всеволожск Городская жизнь Представители советов ветеранов города Всеволожска из микрорайонов Бернгардовка, Южный, Котово Поле, Мельничный Ручей, а также из Женсовета микрорайона Бернгардовка посетили Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру.
Газета Всеволожск Городская жизнь
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
В 47 регионе готовятся к весенне-летнему пожароопасному сезону - Ломоносовский район Ежегодный учебно-методический сбор провели в Ломоносовском районе. В мероприятии приняли участие старосты сельских населённых пунктов, главы администраций городских и сельских поселений,
Ломоносовский район
Здоровье ленинградцев в приоритете: как в Ленобласти развивается первичное звено здравоохранения - Online47.Ru Ежегодно в 47-м регионе открываются новые ФАПы и поликлиники, усовершенствуется техника и медоборудования Первичное звено по праву считается ключевым для всей системы здравоохранения России.
Online47.Ru
Эксперты Мариинской больницы выступили с докладами на научно-практической конференции с международным участием - Мариинская больница Врачи Мариинской больницы приняли участие в работе II—ой городской научно-практической конференции (с международным участием) «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на с
Мариинская больница