ГАРРИ ГУДИНИ. МИСТИФИКАТОР ХХ ВЕКА

ГАРРИ ГУДИНИ. МИСТИФИКАТОР ХХ ВЕКА
Фото: www.vesty.spb.ru

Гарри Гудини ушел из жизни девяносто лет назад, 31 октября 1926 года, но до сих пор остается одним из самых известных магов в мире. Его освобождение из смирительной рубашки на огромной высоте, побеги из гробов, закрытых машин, тюремных камер и заводских бидонов из-под молока уже давно стали классикой жанра и сделали имя иллюзиониста нарицательным.

У знаменитого мисти­фикатора все фальшиво: имя, дата и место рождения, завещание. Сын раввина из Австро-Венгерской монархии Эрик Вайс родился 24 марта 1874 года в Будапеште, а не в США, куда попал четырехлетним. Если с этим делом все более или менее понятно, зачем он указывал датой своего появления на свет 6 апреля (при этом, не меняя года!), остается загадкой.

Пытаясь заработать в большом городе, мальчик перепробовал множество самых разных занятий: был слесарем, чистильщиком обуви, разносчиком газет и закройщиком в мастерской по пошиву галстуков.

Однако, чем бы Эрих ни занимался, все свободное время он посвящал искусству иллюзии. Первыми его трюками стали карточные фокусы.

По воспоминаниям самого мага, фамилию Гудини для своего псевдонима он взял в честь знаменитого французского иллюзиониста XIX века Жана Эжена Робер-Удена, исковеркав его фамилию на английский лад. Впрочем, это не помешало Гудини написать книгу, где встречалась критика «отца современной магии», как называли Удена. Имя родом из детства – по свидетельствам близких, уже тогда друзья звали мальчика просто Эри или Гэрри. С девяти лет Эрик начал выступать в «пятицентовом цирке», но в 1899 году юного фокусника приметил шустрый агент.

В первые гастроли по США в 1891 году Гудини отправился вместе с братом Тео. Похожее на цирковую программу, выступление выглядело беспорядочным, обрывочным и бесцветным. Но основную ставку Гарри и Тео делали на фокус под названием «Метаморфоза», больше известный как «Сундук перемещений».

Брату связывали руки и запирали в деревянный ящик, Гудини вставал на крышку этого ящика, а затем вокруг них задергивался занавес. По счету «три» его отдергивали – и перед глазами изумленных зрителей представал Тео, на том самом месте, где еще минуту назад все видели Гарри. Сразу после этого ящик открывали, и оттуда появлялся связанный веревкой Гудини.

Впоследствии номера с различными освобождениями стали визитной карточкой иллюзиониста. Он вызволял себя из полицейских наручников и из резервуаров с водой, сбегал из тюремных камер и вылезал из жерла пушки за секунду до выстрела.

Весной 1894 года, выступая в Нью-Йорке, Гудини познакомился с девушкой по имени Элизабет (Бесс), которая через некоторое время стала его женой. Вскоре брат Тео создал собственную программу, а Гарри составил дуэт уже с Бесс. Так появилось шоу «Супруги Гудини» – во время номеров жена фокусника была его ассистенткой.

Трюки Гудини основывались не столько на его феноменальных способностях, сколько на «волшебных машинах»-реквизите. Номера «Исчезающий грузовик» и «Пытка водой» публика так бы никогда и не увидела, если бы не дотошность Гудини в том, что касалось технического обеспечения. Гудини прославился номерами по самоосвобождению от наручников, в том числе и из резервуаров с водой. Это был его «фирменный знак».

Однажды Гудини был подвешен в мешке к карнизу небоскреба, но успешно освободился, а в другой раз прошел на глазах множества зрителей через кирпичную стену. Во время тура по Европе в начале XX века Гудини поразил Лондон номером «Исчезновение живого слона», который был им воспроизведен еще раз на нью-йоркском ипподроме в 1918 году.

Маг был также сброшен с моста в Темзу – полностью закованным в кандалы с подвешенной к ним двухпудовой гирей – но через несколько минут выплыл, победно размахивая наручниками.

Гастролировал Гудини и по России, демонстрируя в 1908 году само­освобождение из камеры смертников в Бутырской тюрьме и из мрачных застенков Петропавловской крепости.

Где бы фокусник ни выступал, он всегда производил фурор. Однако с возрастом постановочные трюки давались Гудини все сложнее: даже после удачных выступлений он не раз попадал в больницу.

На склоне лет гениальный артист написал серию книг, а которых раскрыл некоторые секреты своего мастерства. Гудини был серьезно обеспокоен тем, что под влиянием популярного в те годы спиритизма многие иллюзионисты стали объяснять свою ловкость рук результатом общения с потусторонними силами.

В сопровождении переодетого в штатское полисмена Гудини начал инкогнито посещать такие спиритические сеансы, чтобы разоблачать шарлатанов. Из-за этого маг даже поссорился со своим старым другом, писателем сэром Артуром Конан Дойлом, который был убежденным приверженцем спиритизма и считал Гудини очень сильным медиумом.

Великий фокусник сблизился с бывшим президентом США Теодором Рузвельтом, и вскоре по миру поползли слухи, что Гудини сотрудничает с американскими спецслужбами и со Скотланд-Ярдом.

С 1919 года Гудини продюсировал фильмы и снимался в некоторых из них. Хотя внешние данные вполне позволяли магу претендовать на роль героя-любовника, он играл в основном злодеев, разрабатывающих и осуществляющих дерзкий побег. Перед каждым своим трюком Гудини требовал, чтобы рядом дежурил оператор с камерой и пара фотографов.

Гудини умер в канун Хэллоуина 1926 года, спустя девять дней после того, как некий студент лично вознамерился убедиться в способности мага выдержать удар любой силы. Маг не успел вовремя собраться, и пара ударов кулаком в живот спровоцировала разрыв аппендицита, что позже переросло в перитонит.

В семье фокусника не было детей, а потому жена артиста осталась единственной хранительницей тайн Гудини. В 1974 году, в столетний юбилей со дня рождения Гудини, мир ждал сенсации: должно было быть вскрыто якобы существующее завещание артиста – с разоблачением секретов абсолютно всех его трюков.

Однако ожидания публики не оправдались: ни в знаменитых адвокатских конторах, ни в банках такого завещания найдено не было. Это была последняя мистификация, последний трюк великого фокусника.

Источник: Правда.Ру

 
По теме
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина