ДЖАЗ – КОСМОПОЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Лицом или, как сегодня принято говорить, брендом открытого фестиваля духовой и джазовой музыки «Сентябрь в Тихвине» с самого его основания является постоянный ведущий концертных программ, популярный музыковед Владимир ФЕЙЕРТАГ. Он увлёкся джазом во время своего нелёгкого военного детства не без влияния популярнейшего американского фильма Брюса Хамберстоуна «Серенада солнечной долины». В дальнейшем всю жизнь посвятил этому жанру, став его теоретиком и пропагандистом (одним из лучших в СССР). Несмотря на почтенный возраст, продолжает активно работать и сегодня, преподаёт историю джаза в Санкт¬Петербургском университете культуры и искусств, пытаясь передать молодёжи хоть какую¬то частичку своих знаний энциклопедического масштаба. Его часто зовут вести концерты, так как считается, что вступительное слово Фейертага перед выступлением джазовых музыкантов – это 50% успеха.
Наша беседа состоялась во время недавно прошедшего «Сентября в Тихвине».
– Владимир Борисович, как вы оцениваете динамику фестиваля?
– Нельзя сказать, что он идёт по восходящей или по нисходящей. Бывали и взлёты, и падения. Нынче новинкой стал детский конкурс. Правда, вундеркиндство в джазовом мире почти не встречается. Можно в 5 лет гениально играть Баха, но для ритмичной, свободной музыки нужно более взрослое сознание. Дети­вокалисты больше подвержены влиянию эстрады.
– Может, это вообще была задумка утопическая?
– Ну что вы! Задумка замечательная, так как есть к чему стремиться. Это полезно и для педагогов, и для детей, которые должны уметь играть не только на домашних инструментах.
– Заметно меняются джазовые стандарты?
– Да. Сегодня джаз «лезет» на большую сцену. Не всегда это оправданно, так как порой интереснее побывать на концерте в камерной, неформальной обстановке. Но появляются оркестры, хоры, часто выступающие в концертных залах. Всё зависит от таланта и мастерства музыкантов на сцене, от того, насколько они «притягивают» публику к себе. Я считаю, что в нашем искусстве должны быть харизматические личности.
– Вы согласны с тем, что многие эстрадные номера фактически выросли из джаза?
– Конечно. И там, и там единая технология – ритм. И там, и там есть возможность импровизации, чего не подразумевает классическое музыкальное образование, где всё играется по нотам. Ну что может придумать пятый скрипач в оркестре? Он должен играть, как все. А многие стремятся к свободе. Почему был огромный спрос на тапёров во времена немого кино? Да опять же из¬за этой самой свободы. Причём для музыкантов, не умеющих импровизировать, выпускались специальные нотные сборники с джазовыми вариантами, чтобы можно было что­то сыграть в зависимости от происходящего на экране. Но кинематографисты предпочитали, чтобы пианист мог ориентироваться самостоятельно. Зачастую зрители приходили на сеанс не ради кино, а ради музыки.
– Джазовый музыкант должен иметь классическое образование?
– Желательно. Должна быть основа, а для этого нужно пройти через гаммы. Но классическое образование не должно быть насильным. Наверное, я пришёл в джаз как раз из¬за протеста такому насилию. Родители, будучи классическими музыкантами, настойчиво меня обучали, а мне хотелось свободы. Но, возможно, я бы и пошёл по их стопам, если бы не война, когда я практически перестал заниматься музыкой и заметно отстал. Мы находились в эвакуации, часто переезжали, так как родители выступали с концертными бригадами на фронтах войны.
– Джаз сильно был гоним в советские годы?
– Он был гоним всегда и везде, в том числе и в Америке. Считалось, что это музыка низшей расы, рабов, и она не должна «засорять» гениальную американскую культуру. Особенно возмущались напыщенные пуристы, которые называли танцевальные движения под джазовые мелодии оргиями, пропагандой секса. В одном из штатов даже вышло постановление, запрещающее строить детские учреждения ближе пяти миль от танцевальных площадок. В Советском Союзе также шла борьба против чуждой музыки. Правда, в 30¬е годы у нас джаз не считался идеологической диверсией и даже был образован государственный джаз¬оркестр. Выпускались пластинки миллионными тиражами. «Закручивание гаек» началось позже – во второй половине 40¬х годов. Но в каждом идеологическом движении был свой андеграунд. Людям хотелось читать белогвардейскую литературу, слушать зарубежную музыку.
– Оказывали влияние на развитие джаза художественные произведения?
– Естественно. И спектакль «Взрослая дочь молодого человека», и такие фильмы, как «Мы из джаза» и «Стиляги», конечно же, популяризируют джаз, хотя с исторической точки зрения там могут быть неточности. Главное, что показана суть этого музыкального направления, в котором абсолютно нет неприязни к какому¬нибудь политическому строю. Это безобидная музыка.
– Можно сказать, что со временем появился российский джаз, или всё¬таки он остаётся афроамериканской музыкой?
– Ни то, ни другое. Это космополитическое искусство, корни которого вошли и в академическую музыку. Слушая Голливудский симфонический оркестр, я вдруг обнаруживаю элементы свинга. И таких примеров множество. Всегда будут попытки национализировать джазовую музыку, но, в принципе, это свободное искусство, которое не имеет национальности.
– Почему по окончании школы вы решили поступать на филологический факультет Ленинградского университета?
– Потому что на тот момент не был готов к продолжению музыкального образования. А филфак дал знание языков. На момент окончания вуза я свободно владел немецким и сносно французским. Но поскольку продолжал интересоваться джазом, то самостоятельно изучал английский. Сегодня знаю его на бытовом уровне и могу объясниться с музыкантами, читаю американские журналы, хотя иногда и прибегаю к помощи словаря. Филологическая подготовка помогла мне и в публицистической деятельности, хотя изначально я не собирался быть журналистом и писать специальные статьи. Когда решил поступать в музыкальное училище на теоретико­композиторское отделение, то пришлось вспомнить основы. По окончании училища занимался оркестровками, аранжировками, а потом стал писать книжки, выступать с лекциями.
– Теперь лекции читаете только студентам?
– Я пришёл к выводу, что в системе преподавания гуманитарных наук нужны новые формы. Сегодня любую тему можно найти в Интернете. Поэтому я даю ребятам задание – самостоятельно подготовить доклады и рассказать на следующем занятии об избранной теме своим сокурсникам. Таким путём вынуждаю их осваивать материал. Нужно приспосабливаться к новым информационным технологиям.
– Сами легко освоили Интернет?
– В пределах того, что мне нужно, освоил. И к своим занятиям со студентами, и к выступлениям на концертах готовлюсь с помощью Интернета. Бывает, мне надо что­то рассказать об артистах, о которых я ничего не знаю. Вот тут­то и пригождаются современные технологии.
– А бывает, что о каком­то артисте вы ничего не узнали до самого его выступления?
– Бывает. В этом случае я предлагаю окунуться в творчество неизвестного нам человека, хотя в этом есть доля риска. Но не надо играть со слушателями в прятки, нужно быть честным. Я прошёл хорошую лекторскую школу. Иногда случались эксцессы с выкриками во время моих выступлений, и приходилось находить выход из сложившейся ситуации. Представьте, что нас, лекторов Ленконцерта, заставляли вести сборные концерты где­нибудь на Кировском заводе во время обеденного перерыва. Это был абсурд, но ничего, пережили как­то.
– Вы умеете приспосабливаться к обстоятельствам?
– Да, и в целом я доволен жизнью, хотя были и лишения, и трудности. Меня критиковали за увлечение джазом, убеждая, что никогда эта музыка не будет популярной в нашей стране. Но я часто шёл вразрез с общепринятым, и мне каким­то образом удавалось нормально жить при советской власти, правда, приходилось и хитрить. Считаю, что в нашей стране нужно будет поставить памятник Михаилу Сергеевичу Горбачёву. Не берусь судить о его политической деятельности, но за то, что он почувствовал необходимость перемен и взял на себя ответственность за их осуществление, я готов простить ему все ошибки.
– Сегодня себя комфортно чувствуете?
– Вполне, потому что открыт информационный мир, есть возможность слушать хорошую музыку и зарабатывать деньги. Я могу некомфортно себя чувствовать только от возраста – скоро 82 года исполнится. Конечно, какие­то недуги одолевают. Но, опять же, джаз помогает держать себя в форме.
Константин ГЛУШЕНКОВ

 
По теме
«Детям-жертвам войны на Донбассе» посвящается… - Гатчинская правда В Гатчинском районе в д. Зайцево, на мемориале мирным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, состоялось открытие фотоэкспозиции «Трагедия Донбасса – Трагедия Ленинграда» и памятника детям-жертвам войны на Донбассе.
Гатчинская правда
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
«Гатчинские ассамблеи - 2024» приглашают! - Гатчинская правда 6-7 апреля Международный фестиваль-конкурс танцевального творчества «Гатчинские ассамблеи-2024» в десятый раз соберет в столице Ленинградской области поклонников танцевального искусства.
Гатчинская правда